Новогодний стол у петербуржцев в этом году будет поскромнее, чем в 2021–м. Экономить на обычных продуктах пока не придётся, а вот деликатесы типа икры или красной рыбы, а также премиальный алкоголь обойдутся существенно дороже. Этим могут попытаться воспользоваться мошенники и браконьеры, предлагающие по дешёвке неликвидный товар.
По данным ЦБ, годовая инфляция в ноябре составила 11,98%. За месяц потребительские цены выросли на 0,37%, в числе позиций, подорожавших заметнее всего, оказалась плодоовощная продукция. Учитывая, что это одна из основных составляющих традиционных блюд, стоит ожидать, что предновогодние закупки обойдутся дороже.
Наперегонки с инфляцией
Как рассказала "ДП" доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова Светлана Казанцева, в Петербурге, согласно данным исследований, годовой темп прироста цен на продовольствие составил около 10%. "Медленнее растут цены на молочную и мясную продукцию, что связано с удешевлением кормов для животных. Учитывая инфляционную составляющую и желание сэкономить, можно предположить, что сумма среднего чека если и увеличится, то на величину, меньшую, чем размер годовой инфляции, то есть порядка 5–7%", — отмечает эксперт.
Генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова придерживается других оценок, согласно которым новогодний стол в среднем обойдётся в 4 тыс. рублей, что превышает уровень прошлого года на 12%. В расчёт берутся самые простые традиционные блюда: оливье, сельдь под шубой, холодец, курица с картофелем, нарезка колбасы, шампанское, водка. Если меню стола расширить запечённой свининой, заливной рыбой, красной икрой, красной рыбой, сыром, коньяком, то стоимость удвоится. Но стоит учитывать, что ежегодно сокращается доля потребителей, которые самостоятельно готовят блюда к праздничному столу. Многие давно уже предпочитают покупать готовые блюда в магазине или заказывать их на дом. Правда, в этом году они, скорее всего, будут приобретать более бюджетные версии. Прежде всего экономия коснётся деликатесов, морепродуктов, рыбы лососёвых пород, говядины и икры. Годовой темп прироста цен на рыбные деликатесы и на икру уже больше, чем уровень инфляции.
Опасайтесь подделок!
Как отмечают участники рынка, ввиду сокращения вылова лососёвых на Дальнем Востоке ожидается снижение общего объёма красной икры. Но оно будет компенсировано более высокой ценой, чем в предыдущие годы. В период предновогодних продаж можно отметить повышение цен на 35–40% к прошлому году. В среднем горбуша подорожала на 25%, кета — на 5%, нерка — на 15%, форель — на 10%. По данным Рыбного союза, в этом году доля красной икры из тихоокеанских лососей на российском рынке близка к 100%. Цены на зернистую икру дальневосточных лососёвых 2022 года вылова выросли в среднем на 10–15%. Однако на рынке присутствует и прошлогодняя икра по более доступной цене. Как утверждает менеджер по закупкам ООО "Лакифиш" Никита Островский, присутствие импортной красной икры на российском и петербургском рынках носит сугубо эпизодический характер.
"Можно говорить о незначительных объёмах, ввозимых из сопредельных стран, таких как Армения и, в меньшей степени, Киргизия (оттуда ввозится красная икра форели). Эта категория товаров находится в более низком ценовом и качественном сегментах в сравнении с форелевой икрой, например, из Карелии", — говорит он. Влияет и то, что правительством РФ принимаются меры по ограничению ввоза красной икры с целью стимуляции внутреннего производства.
Никита Островский также предупреждает, что, поскольку икра считается обязательным атрибутом новогодних застолий, велика вероятность, что покупатели будут активно искать предложения подешевле. Например, в нелегальных точках продаж, где её предлагают по цене на 50% ниже среднерыночной. "Это может быть имитированная икра, которую продают под видом настоящей. Икра, разбавленная подсолнечным маслом. Или добытая браконьерским способом, без необходимых документов. В погоне за выгодой люди готовы приобретать подобные продукты", — указывает он. Кстати, имитированная икра продаётся во многих магазинах и легально.
Участники рынка доставки, несмотря ни на что, ожидают рост заказов готовых блюд к новогоднему столу. Многие из них отмечают, что 31 декабря традиционно ощущают увеличение активности клиентов. "Мы принимаем заказы не целый день, а до 20:00, а затем развозим их по адресам. Ожидаем в этот раз увеличение числа заказов вдвое по сравнению с обычными днями. Такая картина наблюдается регулярно в праздники. Средний чек на заказы в этом году по Петербургу должен вырасти, во всяком случае в прошлом году он рос примерно на 25–30%", — поделилась с корреспондентом "ДП" СЕО сети "Важная рыба" Вера Прадченко.
Без шампанского не останемся
Не менее важный атрибут новогоднего застолья — алкогольные напитки. В этом году структура покупок по категориям практически идентична предыдущим годам. Основными напитками были и остаются игристые вина и водка. Но внутри категорий изменения произошли. Вызваны они в первую очередь последствиями ухода мировых брендов, поясняет директор по развитию компании Ladoga Дмитрий Исаченков. "Можно с уверенностью сказать, что на 90% на новогодних столах россиян будет именно русская водка, — здесь потребители отдают предпочтение отечественной продукции с праздничным, торжественным оформлением", — говорит он.
После того как страну покинули бренды, составляющие порядка 50% рынка Шампани в России, освободившиеся ниши принялись занимать менее зависимые от политической конъюнктуры производители. Например, Ladoga заключила контракты с тремя новыми поставщиками и ввезла по итогам 2022 года 80 тыс. бутылок, что в 4 раза больше, чем по итогам прошлого года. Так что при желании российский потребитель легко найдёт настоящие шампанские вина в России.
Стоит заметить, что доля импорта вин из Шампани в общем объёме ввоза игристого не превышала 2,8%. Выбор массового потребителя так или иначе распределится между крупными российскими производителями: "Кубань–Вино", "Дербент–Вино", "Новый Свет", "Инкерман". Неизменно популярными останутся доступные импортные игристые — итальянское просекко, испанская кава, французские креманы и австрийские зекты.
Дмитрий Исаченков отмечает, что значительно изменилась структура покупок в категории виски — именно эта категория претерпела самые мощные изменения после отказа крупных брендов работать в России. Большинство потребителей оказались готовы искать замену внутри категории, в том числе и среди отечественных производителей. Так, продажи бренда Fowler’s полностью российского производства по итогам года выросли в 4,5 раза по сравнению с 2021 годом. Остальные перешли в другие категории и выбирают ром, настойки, бренди или водку. Продажи тихих вин выросли пропорционально остальным категориям. При этом растёт продукция как импортных поставщиков, так и российских виноделен.
"Следует говорить не о росте среднего чека, а об увеличении стоимости каждой единицы товара в нём. Для многих это долгожданный праздник после испытанных в течение года эмоциональных потрясений, и потребитель выбирает для торжеств особенные напитки выше привычной ему стоимости", — считает эксперт.
Разные важны
В среднем цены на продукты для оливье в Петербурге выросли на 10%. Подешевели картофель и лук, цена на морковь не изменилась. Сильнее всего подорожали зелёный горошек (+20%) и майонез (+17%). Сельдь под шубой подорожала на 7% — в основном из–за главного ингредиента сельди (+20%). Тогда как свёкла подешевела на 32% и картофель на 25%. Однако к так называемому "индексу оливье" стоит относиться с осторожностью.
Ведение различных индексов — скорее маркетинговый инструмент, чтобы привлечь внимание к бренду исследователя. Существует индекс красной помады (от компании Estee Lauder), который как лакмусовая бумага показывает реакцию женщин на изменения в экономике. Американский производитель считает, что при падении доходов сокращаются продажи дорогой одежды и обуви, а сбыт люксовой помады, напротив, растёт. Есть индекс свиданий городов, который рассчитывает Deutsche Bank (стоимость поездок на такси, обедов в ресторанах и номера в отеле). Встречаются индексы латте (цена чашки в сети Starbucks, в РФ теперь Stars Coffee), бигмака (ранее "Макдоналдс", теперь "Вкусно — и точка"). Атавизмом стал индекс айпода.
В России телеграм–канал "Сахар. Порция. Collect" ведёт индекс чашки чая — еженедельное изменение стоимости напитка по розничным ценам продуктов в среднем по РФ. Другие исследователи ориентируются на Росстат, высчитывая стоимость борща, салатов оливье или сельди под шубой.
"Любой индекс — это показатель роста или падения цен. С его помощью можно посчитать, как из года в год меняется стоимость товара, — рассуждает Дарья Жигалина, аналитик системы сервисов для автоматизации бизнеса “Контур.Маркет”. — Важно понимать, что все индексы — реальный экономический показатель. Пусть и поданный в шуточной форме. Ежегодно мы видим, как официальные ведомства публикуют данные по потребительской корзине. К этому показателю уже давно все привыкли и знают, что по нему можно оценить качество жизни в стране, покупательную способность населения".
По словам эксперта, оценивая колебания стоимости ингредиентов, можно провести анализ экономической ситуации — отдельно в каждом регионе и в целом по России.
“
Для ретейлеров предновогодний период — это время, когда они могут увеличить свой доход. Судя по трафику в магазинах, скорее всего, нынешняя ситуация не скажется на торговых сетях негативно, их обороты растут. В то же время структура продаж перераспределится в сторону традиционных и недорогих продуктов. На мой взгляд, ретейл уже начал менять структуру предложения, сокращая количество товаров выше средней цены. В этом отношении премиальные сети могут оказаться в менее выгодном положении.
Ирина Капустина
директор Высшей школы сервиса и торговли СПбПУ
“
Импортная икра не завозится с 2014 года, после того как были введены правительственные ограничения на импорт отдельных видов продовольствия. До этого в Россию завозилась мороженая красная икра из США и Канады. Здесь она перерабатывалась и продавалась в солёном виде. Вылов лососей в этом году составил 300 тыс. тонн, производство икры — 13–14 тыс. тонн. В прошлом году вылов был более 500 тыс. тонн, икры — более 20 тыс. тонн. В сравнении с прошлым годом дефицит составляет 30%. Несмотря на то что предложение икры гораздо ниже прошлого года, цена не выросла. При дальнейшем поднятии цен её просто перестанут покупать. Не исключено, что перед Новым годом отдельные продавцы поднимут цены, но после праздника вернут их.
Александр Фомин
вице–президент Рыбной ассоциации
“
Показателен рост стоимости продуктов, которые всегда считались деликатесом: икры и солён0го лосося. За год они подорожали вдвое, такая же динамика характерна для большинства других изысков. В этом году многие лосось заменят на форель, которая стоит дешевле, а икру предпочтут баклажанную. Реальные доходы упали в Петербурге на 2,7%, по официальной статистике. По моим подсчётам, для делового человека празднование Нового года станет примерно в 1,5 раза дороже, чем год назад. Несколько меньше стал ассортимент, но при желании все необходимые продукты можно найти. Особенно не позавидуешь одиноким пенсионерам. В прожиточном минимуме затраты на такие события не предусмотрены.
Анатолий Голов
сопредседатель Союза потребителей России
“
У россиян нет причин экономить на новогоднем столе. Наоборот, расходы потребителей на новогодний стол могут возрасти. Как за счёт инфляции, так и за счёт того, что часть граждан не смогут отпраздновать Новый год за пределами РФ и будут тратить деньги в стране. Недавно была опубликована статистика, что около 15% населения ощутили рост доходов, а 20% — их падение. В результате часть потребителей всё–таки увеличат расходы на Новый год и в среднем они вырастут на уровне чуть больше инфляции.
Артём Тузов
исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК "ИВА Партнерс"