Наступающий год расставит новые акценты для работы HR. Теперь сотрудников будет сложнее не только найти, но и удержать.
События уходящего года серьёзно пошатнули рынок труда. В начале года бизнес активно набирал людей, но февраль поверг как работодателей, так и соискателей в шок, похожий на тот, который наблюдался с введением первых ковидных ограничений. Пока предприниматели приспосабливались к новым экономическим условиям, пользователи job–порталов спешно принялись обновлять резюме. Причём зачастую делали это с целью прощупать почву, а не сменить привычное рабочее место.
Выход за штат
Как отмечает директор по Северо–Западному региону hh.ru Юлия Сахарова, весной на первое место по количеству обновлённых резюме вышли представители сферы IT. Самая высокая активность наблюдалась среди джунов, хотя работодатели испытывали в них гораздо меньшую потребность, чем в опытных специалистах.
"Ситуация, когда на рынке много кандидатов, но у реального бизнеса потребность в них невысока, — признак структурной безработицы. Если в ближайшем будущем будет продолжаться прирост таких специалистов, мы получим второй рынок юристов", — говорит Юлия Сахарова.
В среднем по рынку ситуация кажется достаточно стабильной: конкуренция находится в пределах нормы, зарплаты показывают небольшой рост относительно прошлого года. Согласно сервису hh.ru "Банк данных заработных плат", реальный средний совокупный доход сотрудников компаний в Петербурге на позициях начального уровня составил 46 938 рублей, ведущего специалиста — 63 220 рублей, линейного руководителя и руководителя подразделения — 125 407 рублей. Однако если оценивать сферы занятости по отдельности, то градус оптимизма снижается.
Тяжёлой остаётся ситуация в части линейного персонала ("синих воротничков"). И причины здесь более глубокие, чем сиюминутная ситуация, — это демографическая яма девяностых и начала нулевых. Когорта трудоспособных соискателей 18–35 лет сокращается каждый год. В последнее время эту ситуацию усугубили пандемия, сокращение числа мигрантов, новости о начале частичной мобилизации, отток из России части трудоспособного населения.
Как рассказал руководитель департамента аналитики "Зарплаты.ру" Юрий Михеев, с октября 2022 года резко вырос спрос на сантехников, сварщиков, специалистов в сфере ЖКХ и токарей–фрезеровщиков. "В условиях неопределённости компании стали заключать с сотрудниками срочные договоры. По нашим данным, за октябрь–ноябрь этого года на 19% выросло число вакансий с временной занятостью", — поделился он.
Такую тенденцию подтверждают и другие эксперты, причём характерна она не только для Петербурга, но и для России в целом. Как отмечает руководитель платформы "YouDo Бизнес" Вильдар Гатиатуллин, 56% компаний, по данным опросов, уже сотрудничают с внештатным персоналом, 9% планируют начать в ближайшее время. За первую половину октября число временных вакансий выросло на 50%. Эксперты связывают эту новую волну не только с оптимизацией рабочих мест, но и с заменой мобилизованных сотрудников на период их службы.
Не хватает хайпа
Профессии, по которым петербургские работодатели размещают наибольшее число вакансий, остаются стабильными на протяжении последних 2–3 лет. Среди "синих воротничков" это кассиры, курьеры, продавцы, комплектовщики, водители. Среди "белых воротничков": бухгалтеры, врачи, экономисты.
Дефицит кадров привёл к необходимости повышения зарплат. По данным сервиса "Зарплата.ру", на конец года наблюдалось повышение оплаты труда в пределах 8%. А у наиболее дефицитных специалистов (слесарей–сантехников, токарей, сварщиков) — ещё значительнее. Запросы соискателей растут чуть меньшими темпами: средняя желаемая заработная плата на основании размещённых резюме выросла только на 6%.
Эксперты hh.ru констатируют, что активность работодателей относительно 2021 года снизилась примерно на 5%. Но проблема нехватки рабочих рук всё равно остаётся актуальной. В связи с этим растёт необходимость развивать у HR–специалистов способность не только найма, но и удержания персонала. По мнению Юлии Сахаровой, если бы такой "уровень хайпа", который сложился за последние годы вокруг IT, был бы актуален и для "линейщиков", есть вероятность, что удалось бы снизить уровень их дефицита на рынке.
Не все профессии оказались востребованы в этом году. "Уход или приостановка деятельности в стране большей части автомобильных брендов привели к снижению спроса на специалистов в сфере продаж автобизнеса. Также упал спрос на страховых агентов. Весной этого года мы наблюдали кратное снижение востребованности специалистов в области рекламы и PR, — отмечает Юрий Михеев. — Но положение дел меняется, мы видим восстановление спроса. Расширение присутствия китайских брендов в автопроме также будет способствовать восстановлению активности работодателей".
В сварке только девушки
Одна из особенностей 2022 года для рынка труда — смещение спроса в сторону женщин. Если раньше ряд профессий (водители, рабочие, сварщики и т. д.) традиционно считались мужскими, то теперь бизнес начинает перекраивать рабочие процессы, распределяя нагрузку так, чтобы с ней могла справиться и представительница слабого пола.
"По уровню трудоустроенности и количеству резюме среди женщин меньше доля безработных. Многие работодатели стали понимать, что не смогут надеяться на постоянный трафик кандидатов–мужчин, и начали задумываться о том, чтобы адаптироваться к такой ситуации", — говорит руководитель пресс–службы hh.ru Северо–Запад Мария Бузунова.
Юрий Михеев добавляет, что со стороны работодателей увеличились просмотры резюме более возрастных кандидатов. Кроме того, зарплатные ожидания петербуржцев 45+ начали расти большими темпами, чем в предыдущие годы, относительно молодых специалистов. "Таким образом, наметился новый тренд, который мы ожидали на протяжении последних лет: курс на снижение эйджизма и гендерного неравенства среди соискателей", — резюмирует он.
Эксперты ожидают, что в следующем году имеющиеся на сегодня тенденции продолжат своё развитие. Количество работающей молодёжи не будет расти. Хотя статистика рождаемости с середины 2000–х годов была лучше, но ситуация с нехваткой специалистов рабочих специальностей не изменится. Вильдар Гатиатуллин считает, что работа по классическому трудовому законодательству во многих отраслях, где наблюдается дефицит кадров, не будет упираться в единственный формат сотрудничества.
"Чтобы закрыть вопрос с нехваткой рабочих рук, многим компаниям придётся адаптироваться и научиться взаимодействовать с самозанятыми, как в единичных случаях, так и в массовом подборе персонала", — поясняет он.
Ещё один ожидаемый тренд 2023 года — переориентация бизнеса на Восток. Растёт спрос на специалистов со знанием китайского и других восточных языков, наладчиков оборудования, логистов.
"Импортозамещение и ориентация на восточных партнёров, изменение логистических цепочек повлияют и на структуру рынка труда. Например, с одной стороны, снижение автоматизации бизнеса будет приводить к ещё большему росту дефицита на разнорабочих, грузчиков и других низкоквалифицированных специалистов. А с другой — потребность к росту эффективности обернётся увеличением спроса на IT–специалистов, инженеров и квалифицированных представителей рабочих специальностей", — подчёркивает Юрий Михеев.