Большинство торговых сетей наращивают выручку за счёт продаж через интернет. Однако сокращать офлайн–канал не намерены даже самые успешные онлайн–продавцы.
Как подсчитали в агентстве Infoline, по итогам января–сентября 2022 года доля онлайн–продаж у ретейлера "О’Кей" составила 2,9%, у "Ашана" — 6,8%, у "Ленты" — 5,7%, у "Магнита" — 1,2%, у X5 Group — 2,4%. Самую большую долю онлайн–продаж эксперты зафиксировали у "ВкусВилла" — 35% и Metro — 31%. Сети осуществляют онлайн–продажи как с помощью сервисов доставки, так и самостоятельно. Омниканальная модель Metro совмещает собственную b2b–доставку, доля которой с начала года выросла с 15,1 до 17,8%, а также партнёрский b2c–сервис (стратегическое партнёрство со "СберМаркетом"). Его доля в продажах Metro поднялась до 13%.
В пресс–службе "ВкусВилла" рассказали, что в Петербурге доля онлайн–продаж ещё выше: по итогам 2022 года она превышает 40%. "В этом году зона работы сервиса значительно расширилась, покупатели могут заказать доставку на дачу, в отель или санаторий, во многие отдалённые посёлки Ленинградской области. Большинство заказов доставляют курьеры, с которыми мы сотрудничаем напрямую, остальное — партнёрские службы доставки", — добавили там.
В "Магните" также отметили, что розничная сеть работает со всеми крупнейшими сервисами доставки и параллельно развивает собственную. В "Ленте" не стали уточнять, какая доля выручки приходится на онлайн, но рассказали, что среди базовых единиц продуктов жители Северной столицы чаще всего заказывают фрукты, овощи и молоко местного производства. Напомним: в 2022 году "Лента" купила онлайн–ретейлера "Утконос" за 20 млрд рублей.
Как отметил генеральный директор "Infoline–Аналитики" Михаил Бурмистров, X5 Group до сих пор самостоятельно развивала онлайн–продажи. И только в III квартале 2022 года начала взаимодействие со "СберМаркетом" и Delivery Club. "Магнит", напротив, до недавнего времени работал лишь с агрегаторами и только в марте нынешнего года запустил собственную доставку. Бурмистров обратил внимание, что, оценивая динамику развития крупнейших FMCG–игроков, нужно учитывать долю онлайна в структуре их продаж. Например, у "Магнита" и X5 Group она невысока, при этом "ВкусВилл" и Metro фактически завершили онлайн–трансформацию, и почти весь рост выручки у них приходится именно на e–grocery.
Несмотря на это, во "ВкусВилле" отмечают, что офлайн остаётся основной базой для работы компании. "Наши покупатели в офлайне — это те же люди, которые совершают покупки онлайн. Мы их называем “гибридными” и видим, как у них растёт чек. Им становится удобнее заходить пару раз в неделю в магазин, но при этом чаще заказывать доставку продуктов на дом", — поясняют в компании.
Аналитики Infoline считают, что онлайн на сегодняшний день является единственным драйвером в таких форматах, как супермаркет и гипермаркет.