Запасы оборудования у операторов широкополосного доступа в интернет (ШПД) могут истощиться уже через год. При этом появления отечественных аналогов (как это происходит в мобильном телекоме) на рынке никто не ждёт. А параллельный импорт несёт огромные риски.
Железо и люди
Руководитель отдела логистики компании "Комфортел" Дмитрий Звигин отмечает, что сейчас сложность обстановки с оборудованием можно оценить на 8 из 10. "На ближайший год оборудования должно хватить, но что будет дальше — никто не знает. Серьёзно развивается рынок б/у оборудования, он широко используется региональными операторами. Западные аналитики прогнозируют, что сети начнут ветшать уже в следующем году, но мы не разделяем эту точку зрения", — делится он оценками.
У "Комфортела" поставки используемого оборудования пока не заканчивались. В течение года были моменты, когда поставщики временно приостановили отгрузки из-за турбулентности на рынке валют и нестабильности рубля.
Андрей Гук, генеральный директор "ОБИТ", считает, что оборудование — не самая острая проблема, с которой столкнулась отрасль в этом году. Да, была кратковременная растерянность и, может, быть даже паника на рынке на фоне первой волны уходов западных вендоров. Но довольно быстро большинство крупных игроков перестроили свои логистические схемы, расширили круг партнёрств и обезопасили себя.
"И не только себя. Мы в этом году, например, реализовали несколько крупных проектов по поставке IT и телекоммуникационного оборудования для наших клиентов. В основном это были проекты, запланированные ещё до мартовских событий. Да, несомненно, в связи с усложнившимися цепочками, выросли издержки, а также сроки доставки. Но это не критичные для развития индустрии факторы", — рассказал он.
Гораздо более серьёзный вызов — человеческие ресурсы. Оборудование, которое привозится в том числе по параллельному импорту, необходимо установить, настроить и обслуживать. И тут рынок сталкивается с дефицитом компетентных кадров. Гук отмечает, что российские компании всё чаще прибегают к аутсорсингу не только для поддержания жизнеспособности своего IT-блока, но и для развития проектов цифровизации. Растёт масштаб задач, которые бизнес готов передавать партнёру.
Своё не ждём
На данном этапе также не стоит ожидать по настоящему российского производителя (в широком смысле этого слова) для ШПД, потому что есть проблемы с компонентной базой. Не хватает современных комплектующих, например чипов, считает Дмитрий Звигин.
"Пока мы будем изобретать велосипед, чтобы догнать Запад, они не будут стоять на месте, уедут дальше. Также не стоит забывать, что никуда не делась сложность интеграции отечественных продуктов в существующие инфраструктуры, построенные на решениях зарубежных вендоров. Отсутствие со стороны государства выработки единого функционального требования к отечественному оборудованию тоже отягощает ситуацию", — отмечает он.
Гук разделяет эту позицию: разработка новых систем требует не только времени, но и вложений. Причем это две обратно пропорциональные величины — чем ближе желаемая дата появления единицы оборудования или устройства, тем больше должны быть инвестиции. "Но и в этом случае, чуда не произойдёт. Завтра, и даже в ближайшие пять лет, не стоит ждать, что у нас в стране появится производство собственного качественного телеком- и IT-оборудования в объёмах, достаточных для удовлетворения всех потребностей рынка. Не стоит забывать, что мы находимся в состоянии полной неопределённости: нет понимания, на кого из партнёров из зарубежных стран можно рассчитывать, кто готов участвовать и делиться своими наработками, техникой, станками и т.п. То есть, помимо времени, денег и людей, нам потребуется еще и большая находчивость, умение быстро переориентироваться и менять планы. Хотя потенциал, в первую очередь интеллектуальный, у нас, несомненно, есть. Если правительство будет и дальше поддерживать отрасль, вполне возможно, что мы сможем значительно сократить импортозависимость. Но я не стал бы говорить о полном импортозамещении в ближайшей перспективе", — рассуждает эксперт.
В "Ростелекоме" заметили, что уже не первый год работают над созданием собственного оборудования, правда не уточнили, касается ли оно ШПД или мобильного телекома. "Отдельные разработки отечественных производителей и прежде находились на должном уровне. Но в силу законов рыночной экономики российские компании не всегда могли громко заявить о себе. В современных условиях у них появился шанс занять освободившиеся ниши", — добавили в компании.
Параллельно по импорту
При этом параллельный импорт также может усложнить жизнь операторам в условиях неопределённости ситуации с оборудованием. "Хотя сам термин довольно простой, но за ним скрывается не что иное, как ввоз товаров иностранных брендов в обход официальных каналов поставок. Неслучайно параллельный импорт называют "серым". И не просто так регулирующие органы все последние годы закрывали такие схемы и возможности для их реализации. Ввоз товаров параллельно легальной дистрибьюторской сети приводит к ряду проблем, в том числе к росту издержек", — комментирует Звигин.
Пользуясь "серыми" товарами, компании рискуют столкнуться с подделками. Либо получают тот же самый товар по более высокой цене за счёт сложной логистики. Приобретённые неофициально товары лишают возможности их пользователя получить сервисную поддержку. Невозможно продлить лицензии, а в некоторых случаях, их действие даже прекращается досрочно.
"Ранее мы сравнивали параллельный импорт с болеутоляющим, которое помогает только в моменте, но его нельзя рассматривать как решение на долгосрочную перспективу. Развивать параллельный импорт — всё равно, что сидеть на нефтяной игле", — добавляет Звигин.
Он уверен, что для индустрии грядущий год будет не легче 2022-го, и отрасль ожидают общие для всей экономики сложности. "На примере кризиса 2008 года, который ударил по телекому только через год, можно смело прогнозировать, что в 2023–24 годах мы ощутим на себе последствия нынешних событий", — резюмирует эксперт.