Эксперты прогнозируют увеличение продаж новых легковушек в России в 2023 году на 12%. Надежды связаны с развитием параллельного импорта.
Продажи на российском рынке новых легковых автомобилей в 2023 году могут вырасти на 12% и достичь 770 тыс. Такой прогноз озвучил в январе председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), исполнительный директор компании "Хендэ Мотор СНГ" Алексей Калицев.
"Мы считаем, что это средний прогноз: не оптимистичный, но и не пессимистичный", — сказал он. Теоретически возможен и больший рост, но прогнозы в текущей ситуации сильно осложнены, добавил Алексей Калицев.
По ожиданиям комитета автопроизводителей АЕБ, в 2023 году в нашей стране может появиться несколько новых автомобильных марок. "Ожидаем, что ещё минимум пять–семь новых брендов появится в 2023 году, а то и больше", — отметил Алексей Калицев. Что касается географии поставок, то доля китайских автобрендов в России будет расти, уверен он.
Максимальное падение
Минувший год ознаменовался крупнейшим падением рынка новых легковых авто за последние годы. В 2022–м автодилеры страны продали 690 тыс. новых легковых автомобилей — на 58,8% меньше, чем в 2021–м, подсчитали в АЕБ. Напомним, что за последние годы рынок показывал примерно одинаковые цифры: так, в 2021 году россияне приобрели 1,67 млн новых легковушек, в 2020–м — 1,6 млн, в 2019–м — 1,76 млн.
Из–за общего сокращения рынка снижение показали и его лидеры. Так, тройку самых популярных брендов возглавила Lada c падением продаж на 46% год к году (более подробно см. инфографику). За ней следуют Kia (–68%) и Hyundai (–67%). Присутствие корейских брендов может удивить автолюбителей, ведь, как известно, все иностранные производители минувшей весной, после начала российской спецоперации на Украине, заявили о проблемах с поставками и остановили свои российские автозаводы.
"Kia и Hyundai очень хорошо продавались в начале года. Кроме того, у официальных дилеров были большие запасы", — поясняет исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов.
Вместе с тем доли рынка, которые занимают автомарки из разных концов света, к концу года кардинально изменились. Так, в декабре 2021 года рынок был более–менее равномерно распределён между ними. А к декабрю 2022–го российские автобренды нарастили долю с 21 до 37%, китайские — с 10 также до 37%. Остальные же значительно сократили её: "корейцы" — с 22 до 11%, "европейцы" и "японцы" — с 28 и 18% соответственно примерно до 7% каждый. "И это с учётом параллельного импорта", — отмечает Сергей Удалов.
Цены отреагировали на конъюнктуру
В денежном выражении объём рынка новых легковых автомобилей в России прошлого года эксперты "Автостата" оценивают в 1,46 трлн рублей — на 52% меньше, чем в 2021–м.
При этом средневзвешенная цена на новое авто в минувшем году выросла на 17%, до 2,33 млн рублей. "До марта–апреля стоимость достаточно резко шла вверх: цены поднимались на те машины, что оставались у официальных дилеров, оттого, что импорта больше не будет, появился дефицит. Потом мы увидели постепенный откат, в том числе потому, что менялась структура рынка: доля премиальных автомобилей сокращалась, а массового сегмента — росла. В последние же месяцы за счёт роста доли и объёма продаж китайских производителей средневзвешенная цена по новым автомобилям снова пошла вверх", — прокомментировал Сергей Удалов.
"Помимо рекомендованных розничных цен мы видим, что существуют и другие цены. Несмотря на падение курса, никакой корректировки вниз по ценам мы не наблюдаем", — подтверждает и Алексей Калицев. По его мнению, это связано в первую очередь с нарушением логистических цепочек. Пока не стабилизируются поставки и не будут созданы новые цепочки, цены не снизятся, отмечает он.
Значительная часть автовладельцев в России уже переместилась на подержанные легковушки. Объём этого рынка в деньгах эксперты оценивают втрое больше, чем рынок новых авто, — в 4,3 трлн рублей.
Рост спроса на них подтверждает и динамика импорта машин в Россию. Так, в 2022 году в нашу страну ввезли 192,1 тыс. автомобилей в возрасте до 3 лет (в "Автостате" считают их как новые), что на 19% меньше, чем год назад. А вот импорт подержанных авто (старше 3 лет) вырос почти втрое, до 259,7 тыс. штук. В среднем в Россию ввозили по 40 тыс. автомобилей с пробегом в месяц, что сравнимо с показателями 1990–х.
"Фактически машины с пробегом в возрасте 3–5 лет из Германии или Японии стали реальной альтернативой новому автомобилю", — прокомментировал генеральный директор агентства Сергей Целиков.
Заработал параллельный импорт
Официальной статистики производства авто в России по итогам 2022 года ещё нет. По оценкам "Автостата", падение объёмов производства автомобилей в прошлом году было даже более внушительным, чем снижение объёмов продаж. С учётом машин, выпущенных как в России, так и в Белоруссии для нашего рынка, сокращение производства новых легковушек в 2022 году составило почти 66% (448,3 тыс. штук), говорят в агентстве. В том числе АвтоВАЗ выпустил около 184 тыс. автомобилей, петербургский "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" — 38,5 тыс., "Тойота Мотор" — почти 12 тыс. Сократилось и количество производителей, выпускающих машины в России: с 39 в 2021 году до 17 в 2022–м.
Меньший спад продаж по сравнению с производством объясняется ввозом автомобилей через параллельный импорт, объясняет Сергей Удалов. Так, год назад новые легковые автомобили в нашу страну почти полностью (98%) ввозили юридические лица, то есть официальные импортёры автоконцернов. А вот в декабре 2022–го это соотношение серьёзно поменялось: физические лица импортировали уже 28% от общего объёма. В разрезе стран, из которых импортируют новые машины в Россию, лидирует Китай (64% в декабре 2022 года), за которым следуют Казахстан (18%) и Белоруссия (4%). По подержанным автомобилям доминирует Япония (62%), на втором месте — Белоруссия (14%) и на третьем — Корея (7%).
Всё это значительно увеличило зависимость российского авторетейла от импорта. Так, в декабре 2021 года 82% купленных новых легковых автомобилей в России было произведено здесь же. К декабрю 2022–го эта доля снизилась до 59%. Соответственно, доля импортных машин на этом рынке выросла с 18 до 41%.
Подстегнуть развитие российского автопрома может программа льготного автокредитования, если её продолжит Минпромторг. Напомним, на данный момент по ней субсидируются скидки в размере 20% на новые легковые автомобили стоимостью до 2 млн рублей, а также 35% на электромобили. Условия программы распространяются на легковые и коммерческие автомобили АвтоВАЗа, УАЗа, ГАЗа, электрокары Evolute липецкого "Моторинвеста", а также Haval, который собирается в Тульской области. Ожидается, что в 2023 году госпрограмму перезапустят, но деталей пока нет.
По некоторым брендам доля продаж в кредит в России уже достигает 60–70%.