Проекты в HoReCa в 2023 году будут ориентироваться на азиатского и арабского потребителя. Спрос продолжит смещаться в сторону бюджетных сегментов.
Отельерам всё больше интересны туристы из восточных стран. Уровень платёжеспособности у них различен, но на многие предложения петербургских гостиниц найдутся свои покупатели. Ожидается, что в 2023 году туристы из ОАЭ начнут приезжать в Северную столицу чаще. Количество рейсов из Дубая предусмотрительно увеличили с расчётом на это. Бизнес и власти ожидают, что щедрые арабские гости будут заселять пятизвёздочные отели.
Но трафик может вырасти и в более бюджетных сегментах. В городе на Неве за 2 года успели соскучиться по китайцам. Их приезда ждут после снятия в Поднебесной коронавирусных ограничений. В некоторых отелях даже заблаговременно наладили механизм расчётов, открыв счета в юанях, чтобы принимать китайскую валюту.
Индустрия готовится заработать и на внутреннем туризме. Прошлым летом турпоток из российских городов принёс гостиницам высокие показатели заполняемости. Популярность Северной столицы, а также туристических маршрутов между Петербургом и Москвой явно будет высокой и грядущим летом. Если в 2022 году Петербург посетили 8 млн человек, то в 2023–м этот поток планируется увеличить за счёт роста неоднократных и семейных поездок. В комитете по развитию туризма заявляли о росте спроса на путешествия с детьми.
Говоря о предпочтениях жителей города, эксперты подчёркивают, что с началом пандемии спрос стал смещаться в сторону рекреационной недвижимости — загородных коттеджных посёлков и комплексов апартаментов с возможностью долгосрочного бронирования. Многие такие объекты расположены в лесных массивах. Кстати, пока не пропал интерес и к глэмпингам, хотя стоимость размещения в них довольно высока для петербуржца со средним доходом.
Интерес к апартаментам и всплеск продаж номеров для среднесрочного пребывания повлияли на изменение предложения. "Некоторые девелоперы в рамках одного комплекса используют комбинацию нескольких сегментов и форматов проживания, особенно — в рамках крупных проектов, что позволяет им принимать разные категории гостей", — отмечает старший аналитик департамента исследований Nikoliers Алина Базаева.
Что касается общепита, то кризис неминуемо продолжит сказываться на предпочтениях жителей и гостей города в еде. Например, будет расти доля стритфуда. Как подчёркивает генеральный директор рекламно–маркетингового агентства "Креатерра СПб" Инна Новожилова, тот факт, что петербургский общепит завершил 2022 год с положительным балансом, — заслуга именно этого сегмента. "Заведения с демократичными ценами, casual–формата имеют все шансы на успех в 2023 году. Петербуржцы стали больше экономить, но не готовы полностью отказаться от посещения кафе", — резюмирует она. Заведения узкой направленности, по мнению эксперта, тоже останутся в топе популярности в ближайшие месяцы. Поэтому успешной концепцией представляется формат фуд–холла, где гости могут попробовать блюда сразу нескольких кухонь.
Пожалуй, самые громкие события прошлого года — открытие в РФ заведений "Вкусно — и точка" и Stars Coffee, возглавляемых новыми владельцами вместо McDonald’s и Starbucks. Очевидно, что эти сети продолжат развиваться, причём и за пределами страны. Так, первые уже заявляли о намерении выйти на белорусский рынок, а вторые рассматривают Армению, Ирак, Иран, Кувейт, Катар, Оман.