Структуры Евгения Пригожина пытаются добиться от городских властей соблюдения договорённостей, заключённых на петербургском международном экономическом форуме, о развитии участка возле Горской.
Промплощадка "Горская" была образована для строительства комплекса защитных сооружений Ленинграда от наводнений. Именно отсюда в 1984 году началась отсыпка технологической дамбы до острова Котлин. На пике активности в состав "Горской" входили бетонный завод, причальный фронт длиной около 1 км, железнодорожное хозяйство и другая инфраструктура.
После завершения работ и открытия сквозного проезда по дамбе площадка оказалась в подвешенном состоянии — по сути она никому не принадлежала. За право собственности город даже судился с Росимуществом, но в конце концов выиграл.
В итоге сейчас здесь много небольших частных арендаторов, свалки и неблагоустроенная территория. Часть территории занимает АО "Третий парк".
В поисках инвестора
Читайте также:
Приватизация
Смольный заставили продать причалы в Горской
После завершения судебных баталий власти начали искать инвестора. Летом 2018 года комитет по туризму провёл конкурс на разработку концепции и коммерческой модели редевелопмента площадки. Победителем стало ООО "Аврора Групп". Условия конкурса предусматривали создание в Горской рекреационного кластера.
Однако уже в конце 2018 года Смольный расторг контракт, не заплатив потенциальному инвестору. "Аврора Групп" пошла в суд, где односторонний отказ города от выполнения контракта был признан недействительным. Комитет по туризму обязали заплатить компании 10,4 млн рублей.
В 2019 году проект вынесли на ПМЭФ, но инвестора не нашли. Зато после ковидного перерыва, на ПМЭФ–2021, Смольный подписал соглашение по редевелопменту площадки с компанией "Мегалайн", входящей в группу компаний Евгения Пригожина. Впрочем, некоторая недосказанность в ходе церемонии осталась: со стороны города документ на 60 млрд рублей подписал вице–губернатор Максим Соколов (ныне глава АвтоВАЗа), а губернатор стоял в стороне, хотя обычно такие соглашения подписывались главой города.
Планировалось, что на территории 140 га бывшей промзоны появится производственно–складской комплекс общей площадью 318 тыс. м2, IT–кластер, туристическая инфраструктура и т. д.
Однако в начале 2022 года Смольный отказался предоставить структурам "Мегалайна" статус стратегических инвесторов. В частности, заявку компании "РТГ девелопмент" отвергли в связи с отсутствием договора с гостиничным оператором.
А в июне, на Петербургском международном экономическом форуме, Смольный подписал соглашение о намерениях о развитии территории близ Горской уже с другими организациями — госкомпанией АО "Корпорация Туризм.РФ" и СПбРСОО "Яхт–клуб Санкт–Петербурга", связанной с "Газпромом". Эти институции собираются создать на месте порта туристический кластер. Он должен включить яхтенный порт, развлекательный центр, а также общественно–деловое пространство.
Как пояснял "ДП" на полях ПМЭФ–22 вице–губернатор Николай Линченко, рокировка прошла согласно регламентам. "Мы в апреле получили от “Мегалайна” предложения по развитию территории, рассмотрели их и направили замечания. Никакой реакции от “Мегалайна” не последовало. В итоге было принято решение сменить партнёра по развитию территории. Никаких проблем с этим я не вижу. Новая концепция лучше укладывается в стратегию развития, в том числе и с точки зрения решения транспортной доступности", — сказал он.
Суд да дело
В июле 2021 года ООО "РТГ девелопмент" обратилось в суд с требованием обязать комитет по инвестициям присвоить инвестиционному проекту статус стратегического. В декабре девелопер иск частично выиграл. Суд обязал правительство города вернуться к рассмотрению заявления фирмы. Но недавно комитет по инвестициям подал апелляционную жалобу.
"Действующее законодательство не препятствует повторной подаче обращения и его рассмотрению комитетом по инвестициям в установленном порядке", — прокомментировали в комитете.
Формально земля, похоже, пока не выделена никому из интересантов. Отдельные участки находятся в городской, федеральной и частной собственности, сообщили "ДП" в комитете по инвестициям. "В настоящее время ведётся работа по определению возможности вовлечения территории Горской в инвестиционный оборот", — добавили чиновники.
Сейчас в рамках соглашения о намерениях Яхт–клуб Санкт–Петербурга ведёт разработку мастер–плана территории. Ни подробностями этого соглашения, ни сроками разработки мастер–плана в комитете не поделились. На ПМЭФ–2022, впрочем, власти обещали закончить все проработки до нового года.
До конца
В свою очередь Евгений Пригожин в комментарии "ДП" (бизнесмен дал его в присущей ему публичной манере) сказал, что "по поводу Горской мы будем биться в судах до конца".
“
"Если не обращать внимания на мои бизнес–проекты, в ситуации с Горской остаётся одна проблема — это полная дискредитация документов, подписанных на ПМЭФ–2021, по поводу чего мы также судимся. Это впервые за четверть века существования форума, когда у инвестора отобрали проект, несмотря на полное выполнение всех обязательств и большое количество вложенных средств", — добавил предприниматель.
Действительно, помимо иска "РТГ девелопмент" с ноября рассматривается иск к комитету по инвестициям от самой компании "Мегалайн". Она требует выплатить ей 92 млн рублей убытков "за недобросовестный выход из переговоров". Однако суд первой инстанции счёл, что необходимость понесённых затрат не доказана, "в иске истец не обосновал необходимость заключения такого количества договоров (с проектировщиками и консультантами. — Ред.), положения которых дублируют друг друга в части отдельных услуг", — говорится в решении суда. Сейчас дело рассматривается в апелляции.
В Яхт–клубе Санкт–Петербурга пообещали дать комментарий через месяц. В корпорации "Туризм.РФ" ограничились сообщением о том, что "подписанное соглашение между “Туризм. РФ” и Санкт–Петербургом предусматривает работу по определению и развитию туристских территорий города".
“
В основном практика по делам о незаконных отказах в признании проектов стратегическими, а предпринимателей — стратегическими инвесторами складывается однозначно не в пользу последних. Так, в делах, где решения вынесены в пользу комитета, суды часто указывают на несоответствие отраслевой принадлежности проекта, наличие в границах земельного участка для инвестирования объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам, несоответствие виду разрешённого использования земельного участка. Основания чаще всего формальные. Исходя из публичной информации, количество споров по этой категории дел растёт. Это может быть связано как с большей необходимостью льгот, предоставляемых в силу такого статуса, так и с растущей неопределённостью в отказах комитета. При этом надо отметить, что обращение в суд является однозначно положительным, так как позволяет сформировать общедоступную правоприменительную практику и справедливый подход, открытость в принятии решений, что полезно для развития данного института.
Елена Менде
адвокат Балтийской коллегии адвокатов имени Анатолия Собчака