Несмотря на то что Петербург — это крупный промышленный центр, основным источником загрязнений воздуха здесь является автотранспорт.
Согласно статистике, вклад автомобильных выхлопов в загрязнение атмосферного воздуха составляет 85%. Почему этот показатель столь высок? Дело в том, что доля других источников, которые серьёзно влияют на качество воздуха в городах, здесь минимальна. Так, благодаря Ленинградской атомной электростанции, которая обеспечивает более половины энергетических затрат Петербурга, в городе нет необходимости сжигать в больших объёмах газ, уголь и мазут.
Кроме того, за последние десятилетия серьёзно сократилось число других источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Городские власти ранее говорили, что из центра города выведено около 800 промышленных предприятий.
Что касается автомобильного парка, то он, наоборот, постоянно растёт. За последние 4 года количество личных автомобилей увеличилось примерно на 100 тыс. штук. На 1000 петербуржцев приходится 317 легковых автомобилей, в Москве их, впрочем, ещё больше — 380, а в Челябинске — 269.
Отчасти по причине относительно низкой автомобилизации вклад транспорта в ухудшение экологии Челябинска не так велик, как в Петербурге, — лишь 44%. Но в уральском городе есть другие, куда более весомые загрязнители.
Высокий процент выбросов от автомобилей в городе на Неве объясняется и географическими особенностями — Санкт–Петербург обладает не самой удачной дорожной структурой. А именно исторический центр имеет весьма ограниченные возможности для увеличения пропускной возможности дорог, что создаёт пробки, ведущие к увеличению объёмов выбросов. Как правило, в городах двигатель автомобиля работает 30% времени на холостом ходу, 30–40% с постоянной нагрузкой, 20–25% в режиме разгона и 10–15% в режиме торможения. При этом в среднем на холостом ходу автомобиль выбрасывает 5–7% окиси углерода к объёму всего выхлопа, а в процессе движения с постоянной нагрузкой — только 1–2,5%. Если машина с объёмом двигателя 1,5 литра расходует за час движения по трассе 1 литр, то в пробке этот показатель может вырасти до 3 литров.
С другой стороны, ситуацию спасает наличие в городе крупных водных артерий, которые в сочетании с западными ветрами частично компенсируют влияние мощного автотранспортного потока в центре.
Чем мы дышим
Что именно выбрасывает в воздух автомобиль и насколько эти вещества вредны? В составе выхлопов присутствует бензол, который, как и бензопирен, считается веществом, ответственным за возникновение рака. Мелкие абразивные частицы, то есть пыль, вызывающая механические повреждения в лёгких. Нет ничего полезного и в озоне, когда речь идёт о его вдыхании, а не ощущении радости после прошедшей грозы. СО2, о котором постоянно рассказывает Грета Тунберг, действует на климат планеты, усиливая парниковый эффект. Про угарный газ и его опасность можно даже не рассказывать — пусть на улице, в отличие от замкнутого пространства, он и не так опасен. Двуокись серы воздействует на слизистую оболочку глаз и дыхательных путей. Оксиды азота действуют аналогично и особенно опасны для людей с проблемами органов дыхания, например для астматиков.
Впрочем, канцерогены образуются в том числе естественным образом при любом горении — дров в костре или печи и, например, при жарке картошки на сковороде. Озон появляется во время грозы, а пыль от автотранспорта составляет лишь 15% от всех остальных источников. Что касается углекислого газа, то он влияет на климат, но не несёт горожанам токсичной угрозы.
Важно иметь в виду — автомобиль отравляет воздух, но уровень его воздействия зависит от срока пребывания человека на оживлённых трассах, локации дома и этажности здания (чем выше этаж, тем воздух чище), а также силы иммунных защитных реакций организма, которые у всех индивидуальны.
Технологии и ограничения
Очевидно, что бороться с загрязнением атмосферного воздуха отказом от автомобилей не получится, человечество слишком любит комфорт, чтобы жертвовать им ради здоровья. Поэтому в борьбе за оптимальный баланс между комфортом и здоровьем разумнее двигаться технологическими и логистическими путями.
Технологический путь предполагает выпуск двигателей с минимальным количеством выбрасываемых загрязняющих веществ, использование более качественного топлива. Впрочем, уповать на последний пункт пока не стоит. 1 февраля правительство РФ продлило до лета возможность выпуска в РФ автомобилей в упрощённых версиях. Послабления в том числе позволяют выпускать автомобили экологического класса ниже Евро–5.
Применение разного рода ремонтно–восстановительных составов тоже сказывается на уровне выбросов, так что заботиться о своём автомобиле означает принести пользу не только себе, но и окружающей среде и своим согражданам.
Улучшение логистики посредством строительства развязок, дополнительных мостов и расширения трасс уменьшает количество пробок, а кроме того, снижает расстояние пробега от точки "А" к точке "Б". Таким образом, строительство очередного моста через Неву будет ещё одним вкладом в оздоровление экологической ситуации в Петербурге, так как уменьшит километраж при ряде маршрутов и сократит пробки.
Одним из решений по снижению уровня выбросов является замена классических автомобилей на электромобили. Однако в данном вопросе не всё так очевидно. При движении по городу электромобиль действительно показывает чудеса экологичности, но формирует дополнительный спрос на электроэнергию. Противники электромобилей приводят следующий расчёт. Один киловатт–час энергии, который использует электромобиль, приводит к выбросам до 274 граммов углекислого газа, в то время как в двигателях внутреннего сгорания аналогичный выброс при выработке киловатт–часа составляет не более 189 граммов. Впрочем, серьёзно относиться к этим вычислениям не стоит, ведь разницу в 85 граммов на киловатт–час можно уменьшить, используя экологически чистые источники энергии.
Есть ещё один способ уменьшить вклад автомобильных выхлопов в загрязнение воздуха. Более ответственно подходить к использованию личного автомобиля. Следить за его техническим состоянием, придерживаться более экономически эффективной с точки зрения расхода топлива манеры вождения. А если есть возможность отказаться от машины и воспользоваться общественным транспортом или велосипедом — поступить так.