Эстония с понедельника, 6 февраля, запретила покупать и ввозить в страну российские нефтепродукты, в том числе бензин в канистрах.
Автомобильное топливо также входит в список товаров, запрещённых к ввозу из России, заявила глава службы запретов и ограничений в сфере социальной защиты Налогово-таможенного департамента Эстонии Пирет Тинкус.
Сейчас, по её словам, почти у 80% легковых автомобилей при первом пересечении границы с Эстонией имеется 10-литровая канистра с топливом, помимо стандартного заправленного топливного бака в машине.
Эстонские власти ссылаются на санкции Евросоюза (ЕС) в отношении российских нефтепродуктов, которые вступили в силу 5 февраля 2023 года. Новые запреты означают, что житель ЕС вправе купить в России топливо только в том в случае, если оно необходимо для завершения поездки и возвращения на территорию ЕС, при этом автомобилисты вправе ввозить топливо исключительно в баке автомобиля. Слив топлива в канистру разрешён только при ремонте машины и с условием, что его зальют обратно.
Тинкус и обратила внимание на то, что запрет на ввоз бензина в канистрах при въезде из России действует одинаково во всех государствах Прибалтики, а также в Финляндии.
Эстонское издание Delfi напоминает об ограничениях при ввозе моторного топлива в стандартном топливном баке: беспошлинный ввоз распространяется только на первый ввоз топлива в страну, при всех последующих пересечениях границы в том же календарном месяце топливо будет облагаться налогом — за исключением случаев, когда пассажир, направляясь из Эстонии в Россию, предоставляет таможне уведомление о том, что в баке транспортного средства есть топливо, которое также хотят ввезти обратно.
С 5 февраля на российские нефтепродукты начало действовать эмбарго ЕС, а также ценовой потолок на нефть. В России с 1 февраля начал действовать запрет на поставки нефти недружественным странам, которые придерживаются ценового потолка.
Эксперты отмечают решающее значение дизельного топлива из РФ для европейской экономики: его используют не только грузовики, но и более 40% легковых автомобилей в ЕС. В прошлом году Россия поставляла около половины европейского импорта дизельного топлива, около 700 тыс. баррелей в день.