В ближайший год продовольственные дискаунтеры продолжат завоёвывать рынок и покупателя.
В последние годы FMCG–ретейлеры пробовали развивать разные форматы торговли. Сейчас многие из них трансформируются. Некоторые сети принимают решение сократить число точек того или иного формата, сосредоточившись на главном направлении, приносящем наибольшую выручку из года в год. В основном движение идёт в сторону уменьшения площадей и снижения цен.
Малые перспективы
Сразу несколько сетей запустили мини–форматы для своих магазинов. Появились "Мини–Лента", "Жизньмарт Мини", "Магнит Go", "Магнит Сити", AB Daily и др. Руководитель департамента коммерческой недвижимости компании KNRU Полина Фиофилова отмечает, что если раньше "Магнит" не открывал магазины площадью менее 300 м², то сейчас он запускает сеть с магазинами именно небольшого масштаба. Также если компании видят, что в определённой локации есть место под ещё один магазин, то стараются его тоже арендовать, чтобы занять всю нишу в том или ином районе Петербурга, не допустив туда конкурентов.
В пресс–службе сети "Лента" отметили, что в 2022 году компания продолжила совершенствование модели "Мини–Лента", результатом которого стало постепенное улучшение показателей в магазинах у дома. В ноябре и декабре LFL–трафик этих магазинов был в положительной зоне. В IV квартале 2022 года количество чеков там увеличилось на 3,4%. Однако средний чек снизился на 2,6%, что в основном произошло в результате увеличения доли малых форматов в общих розничных продажах. Ретейлер и дальше будет наращивать количество торговых точек формата "Мини–Лента".
На рынке стали появляться даже ультрамалые форматы от крупных торговых сетей. Например, киоск "Магнит Go" был запущен в тестовом варианте рядом с петербургским офисом сети в декабре 2022 года. "Мы будем принимать решение о развитии этого формата в СЗФО в зависимости от операционных результатов. “Магнит Go” — это компактные экспериментальные магазины ультрамалого формата. Мы начали тестировать формат киосков в январе 2021 года. Киоски мы открываем в местах с высоким трафиком — вблизи офисов, учебных заведений, спортивных объектов, на пешеходных улицах, транспортных узлах", — уточнили в пресс–службе компании.
На конец декабря 2022 года сеть магазинов ультрамалого формата объединяла 15 точек. Ещё одним ультрамалым форматом является "Магнит Сити". Год назад такая точка открылась в Пулково, сейчас она демонстрирует хорошие операционные результаты.
Руководитель отдела торговой недвижимости NF Group в Санкт–Петербурге Анна Лапченко отмечает, что малый формат магазинов у дома с доступными ценами пользуется популярностью у горожан. Так, сейчас активно развиваются сети "Магнит", "Дикси", "Мини–Лента", "ВкусВилл". Однако некоторые ретейлеры в 2022 году сокращали количество своих магазинов — среди них Великолукский мясокомбинат, "Фасоль" и другие.
Премиуму всё сложнее
В начале этого года также стало известно о закрытии двух магазинов "Азбуки вкуса" мини–формата AB Daily в центре Петербурга. В компании отметили, что закрытия связаны с плановой оптимизацией бизнес–процессов и перераспределением ресурсов — технических и командных. Анна Лапченко добавляет, что, скорее всего, премиальный ретейлер сосредоточится на развитии своих магазинов в больших форматах, поэтому малоприбыльные точки было решено закрыть.
Директор практики "Стратегия продаж и маркетинга" компании "Рексофт Консалтинг" Кирилл Малышев добавляет, что на премиальный сегмент сильное влияние оказывают падение доходов населения и выбор потребителями более дешёвых ретейлеров. Премиальный ретейл в этом году будет ждать серьёзное испытание. Игрокам из этого сегмента потребуется достаточно оперативно следовать за меняющимися потребностями клиентов. Прежде всего здесь имеется в виду плотная работа с ассортиментом, а также развитие онлайн–каналов.
Премиальный ретейл столкнулся сразу с несколькими проблемами. Трудности с логистикой и сокращение ассортимента из–за проблем с поставками импортных товаров. Сокращение целевой аудитории в количественном выражении. Наконец, рост цен в условиях рекордной инфляции. Однако партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская замечает, что такие магазины работают в крупных городах, поэтому у них есть шанс достаточно быстро восстановиться после 2022 года, пересмотрев ассортимент и увеличив онлайн–предложение, в том числе и готовой еды.
"Целевая аудитория, конечно, сократилась. Но это не первый кризис на рынке, который переживает премиальный ретейл. В 2015–2016 годах, после введения продовольственного эмбарго, ситуация тоже казалась критической. Однако все проблемы компании в итоге решили", — добавляет она.
Прибыль на бережливых
Всё чаще крупные и региональные сети запускают новые торговые точки в сегменте дискаунтеров. В ближайшие годы именно этот формат станет одним из основных с точки зрения прироста трафика и темпов роста выручки.
"Лента", к примеру, подала заявку в Роспатент о регистрации нового товарного знака — "Лента Эконом". В компании уточнили, что заявка была подана для регистрации товарного знака для вывески на один магазин, который работает в пилотном режиме в Петербурге. "У компании нет планов по запуску сети дискаунтеров", — добавили в пресс–службе. Но нельзя исключать, что эти планы могут быть скорректированы в течение года под влиянием объективных обстоятельств.
Параллельно с этим "Лента" в Петербурге приступила к тестированию нового формата гипермаркета. Выкладка там будет осуществляться в транспортных упаковках, в магазинах сократят количество дополнительных сервисов, изменят частоту смены ценников и штатное расписание.
"Запуск пилота — это наш ответ на потребности покупателя, склонного к экономии и выбору товаров в более низких ценовых сегментах", — отметил генеральный директор компании "Лента" Владимир Сорокин.
В "Магните" заявляют, что видят у дискаунтеров серьёзный потенциал для долгосрочного роста. Такие магазины востребованы покупателями и отвечают актуальному тренду на бережливое потребление. Поэтому "Магнит" планирует открытия в этом сегменте.
Анна Синявская добавляет, что в этом году наиболее популярны будут дискаунтеры и магазины–склады (cash&carry). Будут расти и онлайн–продажи. В принципе стоит ожидать хороших результатов для всех магазинов, где ретейл сможет создать привлекательное ценовое предложение. "Форматы будут меняться под влиянием изменения спроса и макроэкономических условий. Но вряд ли все ретейлеры будут массово переходить в дисконтный формат, целевая аудитория у каждого своя", — оговаривается при этом эксперт.
Кирилл Малышев также считает, что в связи с тенденцией развития дискаунтеров постепенно будет меняться формат гипермаркетов. Полезная площадь магазинов уменьшится, а освободившиеся квадратные метры будут или сдаваться в аренду, или использоваться как dark store.
В ушедшем году дискаунтеры нарастили свою долю в продажах FMCG–товаров, которая превысила 30%. Учитывая сложную политико–экономическую ситуацию и снижение реальных доходов населения, дискаунтеры и другие низкоценовые форматы торговли продолжат развитие в 2023 году, считает генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова.