Стоит ли ждать серьёзных перемен в культурной сфере в связи с внезапной сменой руководства крупных российских музеев.
На прошлой неделе произошло подряд сразу два громких события в российской культурной сфере: сменились гендиректора двух крупнейших художественных музеев страны.
Один за другим
9 февраля Зельфира Трегулова покинула должность генерального директора Государственной Третьяковской галереи. Официально было скупо объявлено, что отставка связана с завершением срока контракта. Для общественности уход Трегуловой, которая возглавляла Третьяковку с 2015 года, не стал таким уж сюрпризом: накануне министерство культуры просило предоставить информацию о соответствии экспозиции музея "духовно–нравственным ценностям", что не сулило ничего хорошего. Новым директором оперативно назначили Елену Проничеву, до этого возглавлявшую московский Политехнический музей, а также Еврейский музей и центр толерантности. Кроме того, она является дочерью Владимира Проничева, бывшего руководителя Пограничной службы ФСБ России.
На следующий день стало известно об отставке генерального директора Русского музея Владимира Гусева. Он занимал этот пост почти 35 лет. Теперь на сайте учреждения указано, что Гусев занял почётную должность президента музея. В чём будет заключаться его деятельность на этом посту, не уточняется. "ДП" отправил запрос в пресс–службу Русского музея, но к моменту публикации материала не получил ответ.
На этом фоне моментально возникли разговоры о том, что отставка грозит и директору Пушкинского музея Марине Лошак. Как прокомментировала это она сама, её контракт действует до апреля и пока она продолжает работать.
Иногда они возвращаются
Разумеется, петербуржцев больше всего занимает дальнейшая судьба Русского музея. Временно исполняющей обязанности директора там стала заместитель гендиректора по развитию, просветительской и образовательной деятельности Анна Цветкова. Параллельно с этим в СМИ и соцсетях распространились сведения, что освободившееся место директора Русского музея займёт заместитель министра культуры РФ Алла Манилова. Первое упоминание об этом появилось ещё 3 февраля в телеграм–канале Сity Magazine, за неделю до официального объявления об отставке Гусева.
Алла Манилова — фигура в городе очень известная. С 2003 по 2008 год она была главой комитета по печати и членом городского правительства. С 2008 по 2011 год занимала пост вице–губернатора Петербурга, курируя сферы культуры, образования, науки, СМИ, молодёжной политики и взаимодействия с общественными организациями. Её биография тесно связана с деятельностью Валентины Матвиенко, которая и привела Манилову в Смольный. После того как Матвиенко оставила должность губернатора Санкт–Петербурга в 2011 году, Манилова уволилась по собственному желанию и перешла работать на федеральный уровень.
Комментаторы сходятся в том, что если Манилова и станет новым гендиректором Русского музея, то только летом. До этого времени у чиновницы действует контракт с министерством культуры.
Очередь долгожителей
Ещё одна тема для разговоров, ставшая очень популярной, — гадания о том, произойдут ли кадровые перестановки в других крупных петербургских музеях. Однако в условиях нехватки данных для вдумчивого анализа всё сводится к простому перебору фамилий и названий.
Все так или иначе сходятся во мнении, что вряд ли могут заменить директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского: он возглавляет музей уже 30 лет, осенью 2022 года его полномочия продлили ещё на 3 года.
Почти 20 лет бессменно руководит Юсуповским дворцом Нина Кукурузова. Остаются в петербургской культурной среде и другие директора, занимающие должности более 25 лет. С 1994 года Литературно–мемориальным музеем Фёдора Достоевского управляет Наталья Ашимбаева. А Военно–исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи с 1991 года бессменно возглавляет Валерий Крылов (стоит заметить, что этот музей подведомственен министерству обороны, а не Минкульту).
Наравне с Владимиром Гусевым почти 35 лет Сергей Некрасов руководит Всероссийским музеем А. С. Пушкина. Он вступил на пост гендиректора музейного комплекса в 1988 году.
Государственным музеем–заповедником "Царское Село" с 2008 года руководит Ольга Таратынова (а до этого с 1987 года директором был её муж Иван Саутов). Елена Кальницкая, гендиректор ГМЗ "Петергоф", занимает свою должность с 2009 года. А бывшая председатель КГИОП Вера Дементьева с 2011–го руководит ГМЗ "Павловск".
Также стоит заметить, что в ноябре прошлого года после 22 лет на посту генерального директора Музея политической истории России ушёл в отставку Евгений Артёмов. Назначение нового директора затянулось: до сих пор временно обязанности исполняет первый заместитель гендиректора по научной работе Елена Лысенко.
Устойчивость и политика
Экс–директор музейного комплекса "Исаакиевский собор" и бывший глава комитета по культуре Петербурга Николай Буров считает, что руководитель обеспечивает не просто работу музея, а его устойчивость и политику.
"Если у директора музея есть талант лоббирования, то он блестяще чувствует себя в ситуации. Как ни крути, лавировать приходится. Директор должен быть мужественным человеком, потому что есть так называемое субъективное мнение публики, которое часто опирается на неразвитый, неинтеллектуальный вкус. Любому посетителю может показаться что–то оскорбительным, что–то — возмутительным. Директору приходится принимать удар на себя", — комментирует Николай Буров.
Также необходимо заботиться о том, чтобы сотрудники получали приличную зарплату, и думать о нескончаемом потоке посетителей. При этом Буров признаётся, что не знает, насколько необходима регулярная смена директоров крупнейших учреждений культуры. "Это абсолютно индивидуальное решение по каждой кандидатуре. Я счастлив, когда вижу вечных директоров, и несчастлив, когда вижу назначенных год или два назад бездарных тупиц, которые губят дело. Так что здесь механически подходить к этому категорически нельзя", — считает он.
Ректор Санкт–Петербургской академии художеств Семён Михайловский подчёркивает, что деятельность директора большого музея тесно связана с государственной службой. Поэтому главный вопрос — какая миссия у директора, какие задачи перед ним ставят государство и сообщество.
"Я очень хорошо отношусь к Владимиру Гусеву и считаю его пребывание в этих стенах органичным", — высказался он по поводу свежих событий.
Версий по поводу того, кто может стать новым директором Русского музея, у Михайловского нет. По его словам, понять, что происходит на самом деле, — невозможно. Решения часто принимаются вопреки прогнозам и в последний момент.
"Хорошо бы озвучить программу развития музея, если она вообще у кого–то существует. Найдут достойного преемника, поддержат программу, обозначим пути взаимодействия, будем работать", — рассуждает собеседник "ДП". Он напоминает, что обычно потенциальный директор музея озвучивает в министерстве культуры свою программу развития учреждения. Исходя из предположений о будущем музея, претендента назначают или не назначают на должность.
"Предстоит большая, тяжёлая работа. Насколько я знаю, там много накопилось в первую очередь хозяйственных проблем", — резюмирует Семён Михайловский.