В жанре детектива: самозванцы и финансовые воротилы в фильмах СССР

Автор фото: kinopoisk.ru

Теневой экономикой, существовавшей в СССР в противовес плановой, интересовались не только компетентные органы, но и кинематографисты.

Сюжеты про самозванцев — тема благодатная как для научного исследования, так и, конечно же, для искусства — литературы, кинематографа, театра. "ДП" рассказывал о монографии Олега Хлевнюка "Корпорация самозванцев". Её герой — Николай Павленко, конечно же, не был единственным аферистом и лжеконцессионером на всей территории СССР. Количество теневых предпринимателей, цеховиков, живущих двойной жизнью, росло по мере того, как масштабировался товарный дефицит. Не заметить это явление кинематографисты просто не могли, и в итоге сложился целый корпус разножанровых фильмов о самозванцах от экономики, проворачивавших крупные финансовые сделки и управлявших большими подпольными цехами.
"Деловой Петербург" решил напомнить типичные киносюжеты времён товарного дефицита, главными героями которых становились самозванцы от экономики.

"Дело “пёстрых”" (1958, режиссёр — Николай Досталь)

Демобилизовавшийся военный разведчик Сергей Коршунов (Всеволод Сафонов) идёт работать в московский угрозыск и вскоре внедряется в банду, промышляющую грабежами, воровством и торговлей краденым. В основе сценария — одноимённая повесть–бестселлер Аркадия Адамова. Писатель сам принял участие в его написании — вместе с журналистом и драматургом Анатолием Гранбергом. Они–то и явили во всём возможном многообразии галерею самозванцев — от фам фаталь официантки Зойки Ложкиной (Наталья Панова), сбивающей со светлого пути морально неустойчивых советских граждан, и главаря банды по прозвищу Папаша, который до поры до времени остаётся невидимым, ловко прикидываясь достойным гражданином общества (и мы не станем раскрывать интригу), до старшеклассников и представителей богемы, желающих жить беспечно и безбедно, пусть и с помощью незаконных способов. Один из самых запоминающихся выходов — у Михаила Пуговкина, сыгравшего жуткого Папашиного подручного, вора Серафима Ложкина. Для привыкших к комедийным образам актёра эта роль может стать открытием. К слову, ставшую знаменитой реплику "МУР есть МУР" произносит именно его герой.

"Лёгкая жизнь" (1964, режиссёр — Вениамин Дорман)

Сатирическая комедия о непростой жизни талантливого учёного–химика, работающего заведующим химчисткой
Блестяще окончив химфак, Александр Бочкин (Юрий Яковлев) созидательным делам на благо социализма предпочитает работу заведующего химчисткой, которая позволяет брать частные заказы и зарабатывать значительно больше бывших однокурсников. Его компаньонша — "королева Марго", она же Маргарита Ивановна (Фаина Раневская) — опытный боец теневой экономики, явно много пережившая и видевшая. Она–то и поставляет главному герою клиентов, среди которых оказывается зять его новой знакомой — Ольги Сергеевны Коробковой (Нинель Мышкова).
Бочкин, живущий двумя параллельными жизнями, вынужден бесконечно лавировать, врать, придумывать небылицы и выкручиваться из нелепых и даже опасных ситуаций. Его едва не разоблачат юные коллеги — энергичные комсомолки–активистки. Он чуть не попадётся родной сестре, которая давно уже подозревает неладное. И каждый раз будет выходить сухим из воды. Но, как водится в сатирической комедии, нелепая случайность раскроет тщательно маскируемую теневую деятельность. Сюжетные линии оборотистого Бочкина и зятя Ольги (Ростислав Плятт) пересекутся самым драматичным образом и с необратимыми последствиями для всех участников этой истории. В результате одни раскаются и поедут на очередную стройку века, другими займётся доблестная советская милиция, а третьим придётся радикально пересмотреть свои взгляды на жизнь.

"Чёрный бизнес" (1965, режиссёр — Василий Журавлев)

Попытка скрестить шпионский триллер и детектив
2 июня 1965 года в советский прокат вышел удивительный фильм, в котором иностранные шпионы налаживают необходимые им связи и контакты через столичный психоневрологический диспансер. Элеонора фон Бутберг (Маргарита Володина) прибывает в Москву с портфелем, набитым драгоценностями, и с важной агентской миссией — заполучить сведения об открытии, сделанном конструктором Умновским. Помочь ей берутся (разумеется, небескорыстно) кладовщица и валютчица со стажем Мэри Тараканова (Муза Крепкогорская) и начальник картонажного цеха Горский, он же Волчанский (Аркадий Толбузин).
Из настоящего сегодня шпионская линия выглядит совсем уж вымученной и искусственной. А вот сюжет про подпольный цех, работники которого "по совместительству" пациенты психдиспансера, не может не вызвать восхищения фантазией авторов. Сотрудники госбезопасности меньше всего могли ожидать, что, гоняясь за красавицей–шпионкой по зимней Москве, попутно раскроют ещё и дело о подпольном цехе. А его создателя возмездие настигает на собственной даче при попытке уничтожить нажитое непосильным трудом — он едва не погибает на пожаре.

"Ты — мне, я — тебе" (1976, режиссёр — Александр Серый)

Комедия о братьях–близнецах — порядочном и дельце — от режиссёра "Джентльменов удачи"
Жили–были два брата: Иван Кашкин (Леонид Куравлёв) работал в Сандуновских банях, пользовался уважением и многочисленными связями, которые получил благодаря мастерству банщика, и жил под девизом "Ты — мне, я — тебе", а Сергей Кашкин (тоже Леонид Куравлёв) обитал далеко от Москвы и трудился инспектором рыбохраны. Однажды Иван получил телеграмму о смерти брата и немедленно выехал в родной город, где и случились основные события фильма.
В этой комедии Александр Серый ("Джентльмены удачи") вновь использует мотив двойничества. "Ты — мне, я — тебе" — единственный в нашей подборке фильм, где самозванство приносит пользу обществу и социалистической экономике. Один герой под воздействием обстоятельств вынужден прикидываться тем, кем не является на самом деле, вводя таким образом в заблуждение окружающих и в первую очередь браконьеров. Ради благого дела — спасения редких видов рыб — можно пойти и на обман, а в результате внутренне переродиться на радость близким и к большому неудовольствию компаньонов и клиентов.

"Подарки по телефону" (1977, режиссёр — Алоиз Бренч)

Нуар про не того человека
Машинисту состава, ходящему по маршруту Рига — Клайпеда, Арнольду Петерсону (Стасис Петронайтис) в определённые дни и часы звонит неизвестный, говорит слова благодарности и сообщает об очередном денежном переводе на сберкнижку. Кто этот щедрый незнакомец и почему он совершает такие широкие жесты, остаётся тайной. Но вскоре погибает петерсоновский коллега и становится понятно, что дело тут нечисто: у погибшего находят сберкнижку также с регулярными поступлениями крупных сумм. И главный герой начинает собственное расследование, несмотря на возможные риски.
К концу 1970–х коррупция и повсеместное воровство приобрели воистину промышленные масштабы — несли все и отовсюду, используя малейшую возможность, втягивая в криминальные планы даже тех, кто вряд ли бы согласился на такое добровольно, придумывая всё более хитроумные комбинации. В "Подарках" к составу, который водит Петерсон, преступники прикрепляют и в определённом месте отсоединяют вагоны с алкоголем. Поняв, что стал невольным исполнителем мафиозной воли, Арнольд Петерсон решает идти со своим открытием не в милицию, а самому разоблачить негодяев. Режиссёр Алоиз Бренч мастерски нагнетает напряжение, используя кинематографические средства — съёмку в рапиде и изобретательный монтаж, а также символическое цветовое решение кульминационных эпизодов. А зритель почти до самого финала гадает, кто же всё–таки организатор и управляющий преступной концессией.