Не янтарём единым: что привезти туристам из Калининграда

Калининградский турбизнес привыкает к росту числа гостей и постепенно увеличивает ассортимент подарков, которые можно купить на память о поездке в этот город.

В Калининградскую область обычно едут за отдыхом у моря и впечатлениями от прусских руин. Но если Балтикой петербуржцев не удивишь, то местный исторический колорит на это вполне способен. Во многом именно он диктовал туристам выбор безделушек на память. Но в последние годы местный рынок сувениров сильно изменился.

На сладкое

Так удачно сложилось, что у Калининграда появился свой собственный кондитерский бренд, — и теперь из самого западного региона России можно привезти подарок действительно на любой вкус. Появился он совсем недавно, но на бесспорной исторической основе. Речь о кёнигсбергском марципане, традиции которого стали здесь возрождать десятилетие назад. У него были свои особенности: местные кондитеры обжигали лакомство в печи, что давало хрустящую корочку. В 2011 году в Калининграде был открыт первый Музей марципана, посетителей которого угощают сладостями, созданными по классическому рецепту: тёртые миндальные орехи (их должно быть не менее 50% объёма), сахар, розовая вода. А ещё здесь учат лепке из пластичной марципановой массы (она способна принять самые разные формы, словно глина) и показывают, как получившееся изделие можно расписать с помощью пищевых красок.
Миндальное лакомство на этой земле появилось несколько столетий назад, а в начале ХIХ века братья Поматти наладили его промышленное производство. В ХХI веке в Калининграде создали компанию Pomatti, которая запустила линию по выпуску марципанов (в декабре прошлого года она расширилась до большого завода) и открыла ещё один Музей марципана. В нём, например, можно увидеть точные — причём съедобные — копии местных архитектурных памятников. Но их, конечно, никто не ест.
Приобрести марципановые конфеты или батончики разных марок — классические, в шоколадной глазури, запечённые, с разнообразными начинками — можно в многочисленных магазинчиках в Калининграде, Зеленоградске и Светлогорске.

Для души

В 2018 году Калининград обзавёлся новой достопримечательностью, которая в последнее время стала популярной у местных жителей и туристов. Точнее, серией достопримечательностей: это маленькие, до 20 см в высоту, бронзовые фигурки человечков, которых называют хомлинами. Всего их семь, они "поселились" рядом с самыми туристическими местами Калининграда: Дедушка Карл — на Медовом мосту, ведущем к острову Канта с Кафедральным собором XIV века; Бабушка Марта — у Музея янтаря, Папа Лео — рядом с Музеем изобразительных искусств, Мама Варя — у "Башни Врангеля", Малыш Витёк — на набережной Музея Мирового океана, Малышка Уля — у Калининградского зоопарка, Малыш Антон — у музея–квартиры Altes Haus.
"Хомлины — это маленькие милые существа, которые тайно живут в домах людей и тщательно это скрывают. Поэтому до сих пор точно неизвестно, сколько их на планете. Хомлины добрые, но шкодливые! Они незаметно берут вещи у людей для обустройства своего уютного жилья. А вы думали, куда девается второй носок и чайные ложки?" — рассказывают авторы идеи калининградский дизайнер–декоратор Наталия Шевченко и её муж архитектор Сергей Шевченко.
Что характерно, до сих пор не было ни одной попытки срезать и украсть фигурки. Наоборот, горожане вяжут малюсенькие шапочки и шарфы, которыми заботливо укутывают хомлинов в холода, а маршрут через "места жительства" бронзовых человечков стал обязательным пунктом экскурсий по Калининграду. Естественно, образы хомлинов активно используются для изготовления сувениров, которые продаются в многочисленных лавках.
С Калининградской областью хомлины связаны самым непосредственным образом: по легенде, они — превосходные мастера янтарного дела и способны создать шедевр даже из невзрачного кусочка солнечного камня.

Нестареющая классика

Конечно же, было бы странно уехать из янтарного края, как часто называют Калининградскую область, хотя бы без горсточки этой драгоценности. Маленький российский полуэксклав — место, где сосредоточено 90% мировых запасов окаменевшей смолы. После каждого шторма можно увидеть десятки людей, копошащихся у кромки воды на пляжах, — это те, кто стал жертвой янтарной лихорадки: волны выбрасывают на берег не только крошку, но и вполне приличного размера лёгкие жёлто–оранжевые камешки. Собирать их — бесконечно увлекательное занятие, "тихая охота" по–калининградски.
Разнообразные изделия из янтаря — визитная карточка региона и один из локомотивов местной экономики. Промышленной добычей (это единственный пример в мире) камня занимается Калининградский янтарный комбинат, разрабатывающий Приморское месторождение с разведанными запасами в 118 тыс. тонн. Ему же принадлежит крупное ювелирное производство, которому в последние годы стараются придать современный акцент. В помощь дизайнерам пришли 3D–технологии: например, заготовки для бижутерии печатают на принтере, а потом отливают в металле. Несколько десятилетий подряд ювелирное дело на комбинате было нелюбимым ребёнком. За это время предприятие, сосредоточившись на продаже сырья, растеряло былой авторитет, а янтарными столицами стали называться какие угодно города Балтийского региона, но не Калининград. Однако сейчас здесь стараются исправить ситуацию: в штат взяли молодых талантливых дизайнеров и не боятся экспериментировать. Результатом одного из таких экспериментов стала, к примеру, выразительная фигурка зайца — символа 2023 года, которая вряд ли кого–то оставит равнодушным. Это значит, что у комбината есть все шансы вернуть славу ювелирного центра.