Дизайн-аналитик и доцент СПГХПА им. А.Л. Штиглица Ксения Бандорина о том, как искусство плаката формировало образ женщины труда.
Работая 24/7, они всегда выглядят красивыми, притягательными и очень реальными. За свою плакатную историю женщина работала то Венерой, агитируя за пышные формы, то нарядной крестьянкой, зовущей на ярмарку. Той, кому подчиняются скрежещущие трактора на бескрайних полях, и той, кто отстаивает свои права и хранит мир в доме. И в этой непростой работе "бумажных плакатных тружениц" всегда были важны как размеры талии, причёска, так и способ повязывания платка. Эти приёмы художники плаката использовали, чтобы создать знакомый, понятный образ женщины, которая всегда привлекает внимание любого зрителя — мужчин, женщин, старшее поколение и совсем юных.
Точно зная, какую силу несёт в себе массовое искусство, художники продвигали через новую моду новую идеологию. Казалось бы, как и когда труженице полей после тяжёлого дня в колхозе следить за причёской? Но, увидев один, другой плакат с такой же, как она, колхозницей, каждая, вернувшись в барак или дом, брала ножницы и делала то самое каре, которое и подвязывалось косынкой по–новому — узлом на затылке, а не под подбородком.
Марксистка Александра Коллонтай в 1921 году писала: "В интересах коммунизма... надо было найти особый подход к работнице и беднейшей крестьянке…". И эту задачу возложили на художников, сейчас бы мы назвали их имиджмейкерами, которые работали с научным, то есть идеологическим подходом над новым образом советской женщины. Хотя случались и ошибки — например, на плакатах можно было вдруг увидеть работницу на улице зимой без тёплой одежды. Это выдавало хоть профессионального, но городского художника, не знавшего сельских реалий.
Невероятно, но факт — мода на короткую стрижку лоббировалась более десятилетия: ново, удобно и освобождает женщину от дополнительных забот! Едва заправленные за уши пряди обрамляли лица и широкоскулых румяных спортсменок 1930–х, агитировавших за сдачу норм ГТО, и женщины–учёной, и работницы–передовички. Новый образ свободной, целеустремлённой, трудолюбивой — достижения которой во всех сферах достойны почётных знаков и наград. Открывая новые возможности для работы, государству было совсем не важно, где именно она трудится: в поле или в школе. Главная задача была донести: женщина–труженица красива, ухоженна и уважаема! А вот в западном плакате такая трудовая романтика появилась только в 1940–х годах. Ярким примером того стал знаменитый американский хит "We do it!" ("Мы это сможем!"). Плакат появился в 1942 году, когда художник Дж. Говард Миллер (J. Howard Miller) работал над серией наглядных материалов, призванных привлечь женщин к более упорной работе, а также предотвратить прогулы и забастовки.
Если в начале 1930–х годов, подчёркивая разницу между старым и новым, художники использовали драматическую по цвету палитру (красный и чёрный), то в конце десятилетия на плакатах уже появились радостные цвета (пастельные, синие, зелёные, розовые и жёлтые), а в образах — лёгкие одежды, солнечные улыбки и композиционное движение вверх! Интересно отметить, что, по мнению аналитиков моды, тренд на белый костюм, распространённый в плакатах 1930–х годов, является одним из предвестников военных событий…
Победоносные и сильные
Женщина–защитница, женщина–воин и женщина — труженица тыла — это новые образы, над которыми стали активно работать художники–плакатисты периода Великой Отечественной войны. Лозунги "Вставай в ряды фронтовых подруг. Дружинница — солдату помощник и друг!", "Всё для Победы! Фронту от женщин СССР" не только поддерживали героический труд женщин в тылу, но и достойно демонстрировали силу их характера.
Романтизм предыдущих крепких спортсменок сменился мужественностью образов женщин военного времени: крепкие руки, крепкая фигура, твёрдый и гордый взгляд. Лирика и лёгкость остались в прошлом, как и красивые платья. Зачастую бесформенная, а иногда и мужская одежда, грубая ломаная графика лиц и движений создавали драматическое напряжение, бескомпромиссность. Совсем другая красота этой женщины дарила уверенность каждому мужчине, что у него есть надёжный тыл и на фронте, и в оставленном доме, что победа будет за нами!
Советская Мадонна
В 1944 году был утверждён орден "Мать–героиня", и образ женщины–матери, обновляющей и защищающей мир, входил в мирную жизнь. И этот новый уклад спокойной жизни авторы транслируют понятными всем деталями — это особенности скромных, но модных причёсок, накинутые уже на плечи узорные шали, заменившие традиционную косынку, вышитые пёстрые блузки и сарафаны. Интерес к красоте и женственности возвращается: в моде снова длинные, убранные в косы волосы. Радость, пышные букеты в руках и тёплая улыбка заботливой матери вселяют уверенность в завтрашнем мире. Подчеркнуть этот образ стремились и плакаты, посвящённые гигиене, но не женщин, а детей — забота о подрастающем поколении была главной.
В этой истории женский образ вновь возвращается к началу XX века, в котором мать и хранительница очага ходит в чистой и опрятной одежде (всегда в фартуке), посреди преизобильного дома с аккуратной причёской она нянчит пышнощёкого младенца. К женщине вновь возвращаются пышные формы, округлые черты лица и здоровый румянец.
Так послевоенное время формировало матриархальные черты общества. И женщина многократно усилила свою "видимость" и значимость. Оказалось, что в изобразительном искусстве визуально фигура женщины способна быть впереди и даже заслонить мужскую фигуру. Выполняя демографическую задачу, женщина послевоенной эпохи, засучив рукава, вновь отвечает на вызов времени, наравне с мужчинами восстанавливает страну: "трудится с горячим энтузиазмом", "берёт высокие обязательства", "отвечает делом" и т. д. Героиня плакатов и фотографий конца 1940–х годов всемерно участвует в великих стройках коммунизма — гидроэлектростанций на Волге и Енисее, каналов и оросительных систем в Поволжье и Прикаспии, на Украине и в Крыму. Энтузиазм плакатных героинь был призван подчеркнуть особую красоту самого труда, женщин труда и передать чувство радостного созидания.