"Почта России" пересматривает концепцию реконструкции Главпочтамта и соседних зданий. Разработанный ранее вариант отвергнут. Четырёх лет и 7 млн рублей на создание макета оказалось недостаточно для успеха.
"Сейчас мы пересматриваем концепцию современного использования комплекса зданий Петербургского почтамта. При этом Почта продолжает работы по сохранению исторического облика объекта", — сообщили "Деловому Петербургу" в АО "Почта России".
Главпочтамт полностью переехал из здания–памятника на Почтамтской ул., 9, весной 2019–го. Поначалу планировалась просто реставрация ветшающего здания. Но планы ширились, и в июне 2019 года было заявлено, что предстоит более значительное преображение как самого памятника, так и территорий вокруг.
Проект был анонсирован на Петербургском международном экономическом форуме, где встретились возглавлявший в то время "Почту России" Николай Подгузов и временно исполняющий обязанности губернатора Петербурга Александр Беглов.
"Мы могли бы организовать общественно значимое место с интересными объектами, но с сохранением основной почтовой функции", — сказал тогда Николай Подгузов. Он оценил проект в несколько миллиардов рублей. Реализация планов должна была занять 2–3 года. По словам же Беглова, на претворение проекта в жизнь он готов был выделить из бюджета города 2–2,5 млрд рублей. "Мы берём на себя обязательства сделать там ряд пешеходных улиц", — говорил градоначальник.
Преобразиться должно было несколько кварталов между Исаакиевской пл. и пл. Труда. Почта, в свою очередь, взялась осовременить свои постройки. Непосредственно в Главпочтамте предполагалось разместить кафе, мастерские или музейное пространство. Однако после того, как к проекту проявил интерес худрук Мариинки Валерий Гергиев, задумка изменилась. И на подписании в августе 2020–го Смольным и "Почтой России" соглашения о создании Почтового квартала было заявлено, что внутри Главпочтамта разместится в том числе и некий театральный зал.
Как писал "ДП", это не единственный памятник архитектуры в Петербурге, состояние которого беспокоит маэстро Гергиева, — примерно в то же время дирижёр вызвался консультировать также проектировщиков и подрядчиков, которые занимаются реставрацией Консерватории.
Средневековый масштаб
В том же 2020–м "Почта России" заказала "архисекретную" (как отмечено в судебном решении, о котором речь пойдёт ниже) концепцию общей стоимостью 7 млн рублей у московского ООО "Кляйневельт архитектен". По отзывам игроков рынка, это довольно известное бюро, не входящее, впрочем, в первую десятку по объёмам работ. Несмотря на немецкообразное название (Kleinewelt Architekten), компания, согласно сервису "Контур.Фокус", полностью российская.
В границы проектирования вошли не только Главпочтамт, но и два других принадлежащих предприятию здания по соседству. Это Дом культуры работников связи (Большая Морская ул., 58) и два корпуса бывшей усадьбы Михаила Ломоносова (Большая Морская ул., 61).
"Самым главным открытием должны стать пространства и архитектура, которые сейчас закрыты заборами и пропускными системами. Скоро эту архитектуру наконец–то увидят все", — обещали в "Кляйневельт архитектен" на своей странице в одной из социальных сетей. Петербуржцев собирались удивить "фантастической структурой Главпочтамта с парадным холлом, галереями и открытым двором, паутиной переулков и площадей между Почтамтской улицей и набережной Мойки со средневековым масштабом города, удивительным видом на город с верхней площадки ДК связи".
По условиям договора подрядчик должен основываться на коммерческой концепции, представленной "Почтой России", учесть особенности, накладываемые статусом памятников на сами здания, должны быть сохранены габариты зданий без изменения их высотности. Кроме того, московские архитекторы обязаны были получить предварительные положительные письменные заключения властей Петербурга о возможности разработки и согласования научно–проектной документации по этим объектам.
В июле 2021 года "Кляйневельт архитектен" предоставило "Почте России" комплект документов, которые вызвали у заказчика ряд претензий. В пакете отсутствовало предварительное положительное письменное согласование Смольного, а сами материалы не соответствовали требованиям договора, в том числе техническому заданию.
"Предоставленная нам архитектурная концепция, разработанная ООО “Кляйневельт архитектен”, не даёт чёткого представления о планируемых работах по приспособлению трёх объектов и о соответствии этих работ требованиям законодательства об охране объектов культурного наследия", — прокомментировала "ДП" пресс–секретарь комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт–Петербурга (КГИОП) Ксения Черепанова. При этом принципиально комитет не возражает против приспособления объектов к современному использованию, добавила она.