Шаверма и небоскрёбы: Петербург превратили в футуристичную столицу империи

Автор фото: kinopoisk.ru

Создатели популярного кино и сериалов пытаются заново увидеть Петербург в необычном или откровенно фантастическом облике. Удачно получается далеко не у всех, но некоторым удаётся удивить как зрителей, так и кинокритиков.

Совсем недавно на платформе "Кинопоиск" вышел заключительный эпизод сериала "Фандорин. Азазель" по мотивам произведений Бориса Акунина. Выход сериала приурочили к юбилею литературного первоисточника — в 2023 году циклу о приключениях Эраста Фандорина исполняется 25 лет. Созданием картины занимались кинокомпании "Лунапарк" и "Плюс Студия".
Неотъемлемой частью сериала стал необычный образ Петербурга (точнее, Петрограда). Фильм передаёт фантастическую атмосферу имперской столицы XXI века и помогает зрителю глубже погрузиться в сюжет. Вместо привычных пейзажей зритель видит высотки на фоне мостов, быт императорской семьи в Зимнем дворце и вывески на дореформенном русском языке.
"ДП" спросил у экспертов, насколько правдоподобным получился образ Петербурга в сериале, и сравнил полуфантастические образы города в "Фандорине" с другими популярными картинами.
Кинокритик и главный редактор журнала "Сеанс" Василий Степанов считает, что в новом сериале про Фандорина нет цельного образа футуристичного Петербурга. По его словам, в кино всего лишь мелькает "конура", в которой живёт главный герой, на заднем фоне нарисованы гигантские небоскрёбы и есть робот–полицейский, который снимает происходящее.
"У меня были большие надежды на этот сериал. Но мне кажется, как–то бедновато всё сделано. Более того, никто даже не подумал, как мог бы выглядеть столичный Петербург в XXI веке. Мне казалось, что это смешное и увлекательное допущение, которое даёт большие просторы для фантазии художника–постановщика и художника по костюмам. Для такой концепции можно много чего придумать. Но, по–моему, там ничего толком не придумано, а если и придумано, то не осуществлено", — считает Василий Степанов.
Режиссёр и гендиректор кинокомпании "Ермак" Родион Бельков отмечает, что авторам сериала про Фандорина хотелось выглядеть смелыми, но у них это не получилось. "Они вроде бы и раздели Екатерину Варнаву, но тут же и прикрыли её полностью, и стало непонятно, для чего всё это затевалось. В Питере так не скромничают, надо просто знать этот город. Здесь идут до конца. А портрет города, который задумывали авторы этого сериала показать, складывается не только из улиц и проспектов, но прежде всего из людей и их характеров. А с этим в сериале из рук вон плохо", — категорично утверждает режиссёр.
По словам Василия Степанова, режиссёры часто показывают Санкт–Петербург стереотипным и используют туристические клише. Для них это город, в котором вечные белые ночи или, наоборот, постоянная темнота; город, где едят шаверму и слушают Буланову, бесконечно переворачивая кассету.
"Мне как критику и как городскому жителю обидно, что всё делают будто на коленке, очень вторично и так откровенно гиперболизируют образ Петербурга. Недостаточно показать Петропавловскую крепость. Хочется какого–то панк–рока, чтобы наши собственные представления о действительности разрушались при помощи кинематографа", — рассуждает критик.

Улицы и сновидения

По словам Василия Степанова, хорошим примером можно считать фильм "Дуэлянт" 2016 года, где был придуман странный образ Петербурга с новыми внедрениями. Например, надстроенный этаж над Эрмитажем или огромный чугунный мост над Невой в нью–йоркском стиле.
С ним согласен Родион Бельков: "Там и придраться–то не к чему, город показан и красиво, и талантливо. Веришь порой тому, что показывают на экране".
Старший преподаватель отделения дизайна и современного искусства Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт–Петербург кинокритик Дарина Поликарпова считает, что создатели сериала "Фандорин. Азазель" следуют линии фильмов "Дуэлянт" и "Майор Гром". В этих картинах с вполне узнаваемыми зданиями и улицами Петербурга соседствуют элементы грёз и сновидений.
"Не думаю, что тут имеет смысл задаваться вопросом о реализме — такая цель явно не преследуется. Петербург ещё со времён рубежа перестройки и девяностых воспринимался кинематографистами как возможность смешать самые разные эпохи. Взять имперский центр XVIII–XIX веков, рассыпать по нему знаки советского (вывески, например) и встроить туда же визуальные воплощения новых реалий, вроде вещевых рынков на площади. Центр Петербурга никогда не перестраивался радикально, но всё время с готовностью вбирает в себя новые временные пласты. В кадре это смотрится как пространство вне ясных временных координат, оттого становится будто галлюцинаторным", — отмечает эксперт.
По словам Дарины Поликарповой, к такому приёму прибегали ещё в рубежном советском и постсоветском кино, где в руинированном городе терялись герои фильмов Александра Сокурова, раннего Алексея Балабанова, Игоря Алимпиева, Сергея Сельянова. Они ездили в пустых трамваях, сидели на полу в некогда роскошных, но теперь миазматических парадных. В современных проектах этому подходу добавляют красок: например, из большого окна комнаты в старом фонде видна неоновая вывеска.
"В 2008–м Игорь Волошин снял фильм “Нирвана”, вполне похожий по сеттингу и фактуре на “Майора Грома” или “Дуэлянта”. А, например, совсем недавний “Капитан Волконогов бежал” у этого фильма даже заимствует конкретную локацию — особняк Брусницыных на Васильевском. Там есть невероятный зимний сад, где окна во всю стену. В кино такому месту вообще не нужно никакой точной временной принадлежности. Оно может быть хоть больницей из постпанковских нулевых, хоть штабом НКВД из сталинских времён, хоть чем–то третьим (наверняка ещё будет)", — рассказывает Дарина Поликарпова.

Гротеск в помощь

Рассуждая об удачных образах Петербурга в кино, режиссёр Родион Бельков тоже упоминает картину "Капитан Волкогонов бежал" Натальи Меркуловой и Алексея Чупова.
"В этом фильме применён и приём намеренного гротеска. Например, форма у энкавэдэшников красная, какой у них никогда не было. И лица прохожих настолько несчастные, что кажется, будто это не Ленинград 1930–х, а Москва 1990–х. В Ленинграде 1930–х, напротив, было время надежд — люди жили весело, исступлённо бросаясь на каждую новую “стройку века”, там были совсем другие лица. Самое главное — за весь фильм мы не увидим ни одного умного и даже просто интеллигентного человека. И это в Ленинграде–то! И при этом фильму веришь", — резюмирует режиссёр.
Также он отмечает картину "Птица" Ксении Баскаковой, где "показан удивительный, любящий, талантливый, честный, щедрый и влюблённый город".
Говоря об удачных и необычных образах Петербурга, Василий Степанов выделяет сериал "1703" Сергея Сенцова. Об этом сериале в разговоре с "ДП" вспомнила и Дарина Поликарпова.
"Он немного напоминает “Майора Грома”. Тоже мрачный, с такими нуарными дворами и подворотнями. И там тоже смешение времён: и холл Дворца бракосочетаний на Английской набережной, и Татьяна Буланова слышна из окна машины, едущей по Фонтанке, и неоновая комната в коммуналке у героя Павла Табакова", — рассуждает она.