Создатели популярного кино и сериалов пытаются заново увидеть Петербург в необычном или откровенно фантастическом облике. Удачно получается далеко не у всех, но некоторым удаётся удивить как зрителей, так и кинокритиков.
Совсем недавно на платформе "Кинопоиск" вышел заключительный эпизод сериала "Фандорин. Азазель" по мотивам произведений Бориса Акунина. Выход сериала приурочили к юбилею литературного первоисточника — в 2023 году циклу о приключениях Эраста Фандорина исполняется 25 лет. Созданием картины занимались кинокомпании "Лунапарк" и "Плюс Студия".
Неотъемлемой частью сериала стал необычный образ Петербурга (точнее, Петрограда). Фильм передаёт фантастическую атмосферу имперской столицы XXI века и помогает зрителю глубже погрузиться в сюжет. Вместо привычных пейзажей зритель видит высотки на фоне мостов, быт императорской семьи в Зимнем дворце и вывески на дореформенном русском языке.
"ДП" спросил у экспертов, насколько правдоподобным получился образ Петербурга в сериале, и сравнил полуфантастические образы города в "Фандорине" с другими популярными картинами.
Футуризм и стереотипы
Кинокритик и главный редактор журнала "Сеанс" Василий Степанов считает, что в новом сериале про Фандорина нет цельного образа футуристичного Петербурга. По его словам, в кино всего лишь мелькает "конура", в которой живёт главный герой, на заднем фоне нарисованы гигантские небоскрёбы и есть робот–полицейский, который снимает происходящее.
“
"У меня были большие надежды на этот сериал. Но мне кажется, как–то бедновато всё сделано. Более того, никто даже не подумал, как мог бы выглядеть столичный Петербург в XXI веке. Мне казалось, что это смешное и увлекательное допущение, которое даёт большие просторы для фантазии художника–постановщика и художника по костюмам. Для такой концепции можно много чего придумать. Но, по–моему, там ничего толком не придумано, а если и придумано, то не осуществлено", — считает Василий Степанов.
Режиссёр и гендиректор кинокомпании "Ермак" Родион Бельков отмечает, что авторам сериала про Фандорина хотелось выглядеть смелыми, но у них это не получилось. "Они вроде бы и раздели Екатерину Варнаву, но тут же и прикрыли её полностью, и стало непонятно, для чего всё это затевалось. В Питере так не скромничают, надо просто знать этот город. Здесь идут до конца. А портрет города, который задумывали авторы этого сериала показать, складывается не только из улиц и проспектов, но прежде всего из людей и их характеров. А с этим в сериале из рук вон плохо", — категорично утверждает режиссёр.
По словам Василия Степанова, режиссёры часто показывают Санкт–Петербург стереотипным и используют туристические клише. Для них это город, в котором вечные белые ночи или, наоборот, постоянная темнота; город, где едят шаверму и слушают Буланову, бесконечно переворачивая кассету.
“
"Мне как критику и как городскому жителю обидно, что всё делают будто на коленке, очень вторично и так откровенно гиперболизируют образ Петербурга. Недостаточно показать Петропавловскую крепость. Хочется какого–то панк–рока, чтобы наши собственные представления о действительности разрушались при помощи кинематографа", — рассуждает критик.
Улицы и сновидения
По словам Василия Степанова, хорошим примером можно считать фильм "Дуэлянт" 2016 года, где был придуман странный образ Петербурга с новыми внедрениями. Например, надстроенный этаж над Эрмитажем или огромный чугунный мост над Невой в нью–йоркском стиле.
С ним согласен Родион Бельков: "Там и придраться–то не к чему, город показан и красиво, и талантливо. Веришь порой тому, что показывают на экране".
Старший преподаватель отделения дизайна и современного искусства Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт–Петербург кинокритик Дарина Поликарпова считает, что создатели сериала "Фандорин. Азазель" следуют линии фильмов "Дуэлянт" и "Майор Гром". В этих картинах с вполне узнаваемыми зданиями и улицами Петербурга соседствуют элементы грёз и сновидений.
"Не думаю, что тут имеет смысл задаваться вопросом о реализме — такая цель явно не преследуется. Петербург ещё со времён рубежа перестройки и девяностых воспринимался кинематографистами как возможность смешать самые разные эпохи. Взять имперский центр XVIII–XIX веков, рассыпать по нему знаки советского (вывески, например) и встроить туда же визуальные воплощения новых реалий, вроде вещевых рынков на площади. Центр Петербурга никогда не перестраивался радикально, но всё время с готовностью вбирает в себя новые временные пласты. В кадре это смотрится как пространство вне ясных временных координат, оттого становится будто галлюцинаторным", — отмечает эксперт.
По словам Дарины Поликарповой, к такому приёму прибегали ещё в рубежном советском и постсоветском кино, где в руинированном городе терялись герои фильмов Александра Сокурова, раннего Алексея Балабанова, Игоря Алимпиева, Сергея Сельянова. Они ездили в пустых трамваях, сидели на полу в некогда роскошных, но теперь миазматических парадных. В современных проектах этому подходу добавляют красок: например, из большого окна комнаты в старом фонде видна неоновая вывеска.
"В 2008–м Игорь Волошин снял фильм “Нирвана”, вполне похожий по сеттингу и фактуре на “Майора Грома” или “Дуэлянта”. А, например, совсем недавний “Капитан Волконогов бежал” у этого фильма даже заимствует конкретную локацию — особняк Брусницыных на Васильевском. Там есть невероятный зимний сад, где окна во всю стену. В кино такому месту вообще не нужно никакой точной временной принадлежности. Оно может быть хоть больницей из постпанковских нулевых, хоть штабом НКВД из сталинских времён, хоть чем–то третьим (наверняка ещё будет)", — рассказывает Дарина Поликарпова.
Гротеск в помощь
Рассуждая об удачных образах Петербурга в кино, режиссёр Родион Бельков тоже упоминает картину "Капитан Волкогонов бежал" Натальи Меркуловой и Алексея Чупова.
"В этом фильме применён и приём намеренного гротеска. Например, форма у энкавэдэшников красная, какой у них никогда не было. И лица прохожих настолько несчастные, что кажется, будто это не Ленинград 1930–х, а Москва 1990–х. В Ленинграде 1930–х, напротив, было время надежд — люди жили весело, исступлённо бросаясь на каждую новую “стройку века”, там были совсем другие лица. Самое главное — за весь фильм мы не увидим ни одного умного и даже просто интеллигентного человека. И это в Ленинграде–то! И при этом фильму веришь", — резюмирует режиссёр.
Также он отмечает картину "Птица" Ксении Баскаковой, где "показан удивительный, любящий, талантливый, честный, щедрый и влюблённый город".
Говоря об удачных и необычных образах Петербурга, Василий Степанов выделяет сериал "1703" Сергея Сенцова. Об этом сериале в разговоре с "ДП" вспомнила и Дарина Поликарпова.
"Он немного напоминает “Майора Грома”. Тоже мрачный, с такими нуарными дворами и подворотнями. И там тоже смешение времён: и холл Дворца бракосочетаний на Английской набережной, и Татьяна Буланова слышна из окна машины, едущей по Фонтанке, и неоновая комната в коммуналке у героя Павла Табакова", — рассуждает она.