Рестораторам разрешили ставить летние террасы на 2 недели раньше. Представители рынка призывают к дальнейшему упрощению порядка выдачи согласований.
Летние кафе в Петербурге в этом году можно открывать уже с 16 апреля. В течение последних лет их сезон длился с 1 мая до 30 сентября. Постановление об увеличении сроков работы летних кафе губернатор Александр Беглов подписал ещё в сентябре прошлого года. Тогда он отмечал, что время, когда в городе много туристов, — самое выгодное для ресторанного бизнеса, тем более в апреле погода обычно тёплая.
Делу — время
Дать возможность строить террасы пораньше предприниматели просили городские власти неоднократно. Как ранее писал "ДП", представители отрасли жаловались, что, поскольку договор начинает действовать только с 1 мая, построить террасу к майским праздникам законным образом оказывалось невозможно. Вместе с тем на длинный уик–энд в город как раз приезжают много туристов, которые могли бы обеспечить рестораторам хороший трафик. В своих рассуждениях владельцы бизнеса обычно обращаются к опыту Москвы, где монтаж летних веранд начинают заблаговременно (например, в прошлом году они начали делать это аж с 15 марта). В Петербурге же рестораторам объясняли, что не успевают убрать город от пыли и песка, чтобы обеспечить возможность устанавливать террасы с середины апреля. Бизнес такие объяснения объективными не считал.
Как пояснили в комитете имущественных отношений Санкт–Петербурга (КИО), необходимо различать две процедуры — размещение уличной мебели при заведении общепита и размещение летнего кафе (веранды). Планируется, что обе эти возможности будут доступны в этом году с 16 апреля. Для летних кафе такое решение уже установлено постановлением правительства Петербурга. Проект нормативного правового акта, изменяющий дату начала периода размещения уличной мебели с 1 мая на 16 апреля, проходит процедуру согласования.
Упрощённый порядок выдачи разрешений для выноса уличной мебели (столов, стульев, кресел, скамеек, вазонов и зонтов) при кафе и ресторанах не предполагает размещения летних веранд. Для оборудования непосредственно летней веранды (с подиумом и т. д.) необходимо, чтобы участок был включён в схему НТО, а также чтобы владелец заведения заключил договор с городом. Такие договоры заключаются сроком на 5 лет. Сейчас, по данным комитета, действует 487 договоров, пять из них подписаны уже в текущем году.
Дайте заработать
Представителей бизнес–сообщества возможность устанавливать летние кафе и выносить уличную мебель раньше обычного радует. Лидер сообщества Resto GR Александр Ружинский обращает внимание, что в предыдущие годы частой была ситуация, когда жители и гости Северной столицы, дождавшиеся тёплой погоды, имели желание обедать на свежем воздухе, а рестораторы, не по своей воле, не могли его удовлетворить.
“
"Нет гарантии, что 16 апреля в городе наступит оттепель. Тем не менее мы понимаем, что возможность проводить время на свежем воздухе у гостей заведений быть должна. Надеемся, что в дальнейшем с городом удастся находить подобные компромиссы. Это принесёт пользу рынку", — говорит Ружинский. Эксперт обращает внимание на особую важность для бизнеса немонетарной поддержки — это смягчение условий для работы и возможность зарабатывать.
Две дополнительные недели действительно могут "сделать погоду", уверены участники рынка.
“
"Расширенные сроки позволят нам подготовиться к майским праздникам основательно. Если первые тёплые дни придут раньше, то мы будем готовы. В Петербурге любят открытые террасы. В ресторанах “Москва” и “Терраса” гости начинают тянуться на улицу с первыми тёплыми днями, но там круглый год оборудованы террасы на балконах. А в “Катюше” или “Мамалыге” на Казанской, “Капулетти” и “Хочу Харчо” мы сперва создаём соответствующие условия. Гости должны чувствовать исключительный комфорт, даже если расположились на улице. Несколько дополнительных дней на подготовку позволят нам обустроить террасы лучше", — говорят в Ginza Project.
Впрочем, есть и те, кто считает разрешение ставить летние кафе пораньше не слишком эффективным. "В условиях климата Петербурга теплеть начинает в лучшем случае с 1 мая. До майских праздников температура прохладная и на террасах никто не сидит, а ставить обогреваемые — дорого. К тому же повышенный спрос на рестораны появляется как раз с начала мая, с наплыва туристов, — указывает представитель PR Wine Gogh Артур Хусаинов. — Последние 3 года веранды стояли в тёплое время и разбирались как раз к похолоданию. В Москве климат лучше, поэтому в более длительном сезоне больше смысла. Но на бумаге выглядит, конечно, несправедливо".
Экономия на аренде
Основатель и управляющий сети ресторанов "Теремок", председатель комитета "Деловой России" по ресторанному бизнесу Михаил Гончаров считает, что при хорошей погоде более раннее открытие летних террас станет подспорьем для предпринимателей. "Бизнес оказывает услуги населению. А значит, если востребовано кафе в апреле, задача и бизнеса, и властей эту потребность удовлетворить. Я бы разрешил хоть круглый год работать летним кафе. Если будет обеспечен нормальный режим работы, зачем вообще ограничения?" — прокомментировал он.
По мнению владельца The Buddy Cafe Андрея Александрова, подобные изменения становятся возможными благодаря взаимодействию с городом бизнес–ассоциаций. В то время как единичные просьбы от рестораторов, направленные в администрацию города, едва ли могут иметь силу.
Петербург, граничащий с европейскими государствами, ранее был хабом, через который туристы часто летали в соседние страны на дешёвых лоукостерах. Теперь же город стал центром притяжения для внутренних туристов, у которых он ассоциируется как с величественной архитектурой, так и с многообразием гастрономических пространств на любой вкус и кошелёк. Летние террасы и выносные столики будут способствовать росту спроса, считают рестораторы. При этом в случае с летними кафе некоторые участники рынка видят несправедливость.
"Если объекта нет в схеме НТО, разрешения дают только на выносные столики. А на закрытые террасы — уже нет, по ним поступают отказы. Хотя в Петербурге погода далеко не всегда располагает к тому, чтобы размещаться на уличной мебели без навеса", — сетует Андрей Александров.
Подсчитать, насколько удаётся увеличивать трафик гостей летом за счёт уличных веранд, довольно затруднительно. Понятное дело, что многое зависит от типа заведения и его локации. По оценке представителей Wine Gogh, веранды увеличивают посадку на 20–30%. В туристический сезон рестораны могут увеличить прибыль, потому что оплата аренды фиксированная, она платится государству, а не частному собственнику. К тому же ставки обычно ниже, чем если бы заведение арендовало помещение большей площади.