Петербург — промышленная столица и российской, и советской империи, поэтому традиционно предприятия занимали львиную долю его территории. На пике в начале XX века их площадь достигала 25% территории города.
Старейшими предприятиями Санкт–Петербурга принято считать Адмиралтейские верфи (1704 г.), Ижорские заводы (1710 г.), завод "Арсенал" (1711 г.), Сестрорецкий оружейный завод (1721 г.). Все они играли важную роль в производстве военной продукции.
В течение второй половины XIX века в Петербурге возникло около 100 металлообрабатывающих заводов. Среди них завод Л. Нобеля (1862 г.), "Феникс" (1868 г.), Барановского (1877 г.), Обуховский завод (1863 г.), Металлический завод (1857 г.).
Машиностроительные заводы Петербурга в XIX веке были как частными, так и казёнными. Нередко предприятия, созданные как частные, затем переходили в казну. Так было, например, с основанным в 1865 году Балтийским заводом.
Обувная промышленность Петербурга начиналась с ремесленников–обувщиков (башмачников). В 1882 году основана фабрика Товарищества механического производства обуви ("Скороход"). В 1860–м — Товарищество российско–американской резиновой мануфактуры (позднее "Треугольник").
Читайте также:
Спецпроекты
Кто владеет Петербургом — 2023
В XIX веке Петербург становится центром химической промышленности. Первоначально её представляли пороховые заводы на Охте. Затем появились и другие предприятия: Тентелевский завод ("Красный химик"), основанный в 1875 году, Свинцово–белильный и красочный завод (позже им. Менделеева), созданный в 1867–м, Киновиевский ультрамариновый (1878 г.), завод братьев Бреме.
Новое время
Сейчас серый пояс промышленности занимает около 15% территории Санкт–Петербурга. По оценке комитета по экономической политике и стратегическому планированию города от 2015 года (более свежих данных не публиковалось), почти половина (45%) этой зоны находится в частной собственности, а непосредственно промышленные предприятия занимают примерно 35%. Как правило, эти участки в среднем имеют площадь около 1 га.
Территориально серый пояс образуется со всех сторон города, но основная его часть расположена ближе к югу и северу. Исторически он формировался за пределами существующей застройки в XIX веке, в период промышленного роста, в районе Обводного канала и правого берега Невы.
Но уже в ХХ веке эти окраины оказались чуть ли не в центре города. В послевоенные же годы в Ленинграде стали активно возводить новые жилые районы, этот процесс продолжается и сейчас, когда застройка уже вышла за пределы кольцевой автодороги (КАД). Сегодня серый пояс смыкается с новыми развивающимися промышленными центрами, например с Шушарами или Колпино.
Рабочие места
При этом в состав серого пояса входят действующие промышленные гиганты. Пожалуй, крупнейшими владельцами промышленной земли в городе можно назвать дочерние структуры "Российских железных дорог", а также Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК). К примеру, только входящий в ОСК Балтийский завод занимает около 65 га на Васильевском острове, Адмиралтейские верфи — около 62 га на южном берегу Большой Невы, Северная верфь — 90 га на западе Кировского района.
Один из крупнейших в стране заводов — Ижорский, территория которого превышает 1,3 тыс. га, — расположен вблизи реки Славянка в Колпинском районе города. Основные мощности Кировского завода (актив предпринимателя Георгия Семененко) занимают около 220 га между проспектом Стачек и рекой Екатерингофкой. А холдинг "Силовые машины" (связан с Алексеем Мордашовым) владеет несколькими предприятиями, каждое из которых занимает примерно 40 га.
Многие из таких действующих предприятий нельзя перебазировать. В первую очередь это заводы оборонно–промышленного комплекса, но не только. Так, например, предприятие "Киров–Энергомаш" (КЭМ, входит в Кировский завод) производит турбины для атомных ледоколов проекта 22220, которые отправляет в частичной сборке водным путём.
Пустое место
Некоторые собственники сегодня уже не являются промышленниками, но сохраняют эти территории как резерв для продаж под будущий редевелопмент. Другие владеют фактически только названием бывшего завода, когда почти вся территория сдаётся в аренду. Такой была, например, "Невская мануфактура", где пару лет назад произошёл сильный пожар. По данным сервиса 2ГИС, её арендаторами были 79 организаций: небольшие производственные компании, а также склады, ателье и другие.
Похожий клиентский срез и у многих других городских "мануфактур", по сути представляющих собой устаревшие постройки на промышленных территориях. В качестве печального примера можно привести и завод "Красный треугольник" в самом центре — его значительная часть находится в собственности города, а корпуса ветшают, горят и рушатся.
По разным оценкам, территория серого пояса на данный момент превышает 7 тыс. га. Из них около 2 тыс. га пригодны для жилой и деловой застройки, подсчитали в консалтинговой компании Peterland. В ходе редевелопмента промзон Петербурга можно возвести 14 млн м2 жилья: это в целом сопоставимо с объёмом строительства в районе КАД.
Редевелопмент
Тем не менее постепенно промышленные предприятия уступают место девелоперам. Так, по данным консалтингового центра "Петербургская недвижимость", на проекты редевелопмента приходится около трети всего объёма жилья, введённого в эксплуатацию в Петербурге за последние 5 лет, — 5,6 млн м2. Например, на юге Петербурга активно застраиваются бывшие промышленные зоны в районе станции метро "Фрунзенская" — раньше здесь располагались подъездные пути бывшего Варшавского вокзала и комбинат "Петмол". Там сдано 0,5 млн м2, ряд комплексов продолжают строить или проектировать. Ещё ленинградские градостроители планировали, что обширная зона железнодорожной инфраструктуры в этом месте станет территорией жилой застройки. И, как можно видеть, этот горизонт стратегического планирования оказался успешно достигнут — даже в условиях полностью изменившейся экономической модели.
Вдоль Лиговского проспекта на бывших промышленных и складских землях уже готово 0,3 млн м2, начинается масштабное строительство на месте бывшей станции Витебская–Товарная. На Московском шоссе осваиваются земли мясокомбината "Самсон", где уже введено в эксплуатацию 0,4 млн "квадратов".
Другой точкой притяжения девелоперов стали бывшие промзоны в левобережной части Невского района. Поблизости от станций метро "Ломоносовская" и "Елизаровская" новые жилые комплексы продолжают появляться на месте предприятий "Северо–Западный трубный завод", "Вена", "Энергомеханический завод", "Александро–Невская мануфактура", "Эскалатор" и других. На данный момент там сдано уже 0,3 млн м2.
Активно застраиваются и территории на правом берегу Невы — в районе Октябрьской набережной и Дальневосточного проспекта, где прежде находились заводы "Аэрок", "Баррикада", "Пигмент", "Реактив" и другие. Сейчас тут сдано уже 0,7 млн м2 современного жилья.
Не отстаёт по объёмам редевелопмента и северная часть Петербурга. У станций метро "Чёрная речка" и "Лесная" осваиваются бывшие территории таких предприятий, как "Серэнергострой", "Абразивный завод Ильич", Завод им. Карла Маркса, кондитерская фабрика "Азарт". К слову, эта локация является одним из лидеров по числу недавно сданного жилья на месте бывших промзон — там введено в эксплуатацию уже 0,7 млн м2. Вдоль Светлановского проспекта на территории завода "Светлана" готовы уже 0,2 млн "квадратов", активно возводятся новые дома.