Международные IT–гиганты массово увольняют сотрудников. Эксперты успокаивают, что, даже если эта волна докатится до России, большой масштаб увольнений маловероятен. Релоканты тоже в относительной безопасности.
Недавно Amazon анонсировал вторую в этом году волну сокращений IT–работников. Компания планирует уволить 9 тыс. человек. Ранее работу потеряли ещё 18 тыс. Под волну сокращений попадут также работники дочерних компаний, в частности сотрудники стримингового сервиса Twitch.
Волна за волной
Всего с начала 2023 года в мире работы лишились уже около 57 тыс. IT–специалистов. В январе о планах на увольнение 10 тыс. сотрудников сообщал Microsoft, а материнская компания Google — Alphabet заявила, что уволит ещё 12 тыс. О сокращении 6% штата в начале года объявлял также Spotify.
За 2022 год технологические гиганты сократили 150 тыс. рабочих мест. Массовые увольнения проходили в две волны — летнюю и осеннюю. Сотрудников сократили Netflix, Tesla, Meta (признана в РФ экстремистской организацией), Twitter. Apple в 2022 году заявила о заморозке найма нового персонала, а в феврале 2023–го начала расторгать контракты с внештатными работниками. Ранее компания уверяла, что её внештатникам ничего не грозит.
Многие компании наряду с массовыми увольнениями начали замедлять набор новых работников, сокращать расходы на персонал, корпоративы и обучение, урезать предложения по зарплате для новых сотрудников.
В основном причиной сокращений называют экономический кризис — содержать большой штат стало трудно. При этом IT–гиганты не скупятся на щедрые пособия и страховые выплаты уволенным. Однако волну недовольства это всё равно не остановило. Где–то работников не устроило, что им объявили о сокращениях по электронной почте, а не лично или на собрании (так случилось в Amazon). Кто–то обвинил бывшего работодателя в лицемерии. Например, Microsoft через день после объявления сокращений организовал закрытое выступление Стинга для высшего руководства компании на экономическом форуме в Давосе. Издание The Fortune оценило концерт певца в $500 тыс.
Надули штат
Татьяна Мельничук, основательница и CEO международной IT–рекрутинговой компании Lucky Hunter, указывает, что главная причина увольнений — слишком раздутый персонал технологических гигантов.
"В период пандемии произошёл овернаём специалистов, и сейчас, когда сотрудники начали вновь возвращаться в офисы, оказалось, что в таком количестве они не нужны", — поясняет она.
Дарья Народовская, менеджер по персоналу IT–компании iFellow, считает, что причиной сокращений является перестройка стратегической модели управления ресурсами. Раньше наблюдался огромный спрос на IT–продукты и услуги, достигший пика в период пандемии. Но в 2022 году темпы развития замедлились, поэтому компании закрывают убыточные проекты и оптимизируют затраты.
При всём этом эксперты сходятся на том, что российскому сектору IT пока ничего не грозит. Народовская напоминает, что в России сейчас сделан упор на импортозамещение из–за ухода западных вендоров. Произошла трансформация рынка, перераспределены бюджеты, изменились требования к специалистам — максимально востребованы middle и senior–разработчики. "Мы не видим предпосылок для массовых сокращений в России. Продолжается процесс цифровизации, наращивается технологический суверенитет, большое внимание уделяется информационной безопасности", — заключает она.
Татьяна Мельничук, однако, замечает, что, хоть нынешние волны увольнений в компаниях–техногигантах к России не имеют никакого отношения, нельзя забывать, что страна находится в состоянии серьёзной экономической трансформации. Так что сокращения IT–персонала всё равно активно ведутся, но уже по другим причинам. "Это прежде всего СВО и её последствия в виде ухода из страны IT–компаний, массовых сокращений сотрудников, а также новая политика российских компаний, запрещающая работать удалённо из других стран. Увольнения, связанные с овернаймом в пандемию, могли бы возникнуть и в России, поскольку подобные процессы в стране также происходили. Но, учитывая эмиграцию талантливых специалистов, необходимость в них отпала. Наоборот, страна сейчас переживает более острый дефицит опытных специалистов, чем когда–либо", — подчёркивает Татьяна Мельничук.
Все сливки сняли
Многие из IT–специалистов, релоцировавшихся из России в 2022 году, уезжали с надеждой устроиться в западные компании. И несмотря на нынешние тенденции, эти надежды вполне могут оправдаться. Татьяна Мельничук указывает, что сокращения прежде всего касаются трудового рынка США. Между тем не так много специалистов смогли релоцироваться в Америку или получить оттуда приглашение на работу. Большинство нашли работу в европейских компаниях или продолжают работать в своих компаниях, открывших офисы в других странах.
"Безусловно, ситуация с IT–рынком в США сейчас не совсем предсказуема, и вряд ли получится легко найти работу. Но повторюсь — это не первопричина сложностей с поиском работы. Самая важная причина трудностей при релокации и поиске работы за рубежом для русскоговорящего IT–специалиста — СВО", — заключает эксперт.
Екатерина Худобко, HR–директор Navicon, обращает внимание на тот факт, что лишь 15% российских сотрудников международных IT–компаний, которые сперва работали в России, а затем из неё ушли, были готовы релоцироваться за рубеж, чтобы сохранить место в штате. В результате прошла волна сокращений — порядка 80–95% сотрудников стали бывшими сотрудниками международных IT–гигантов.
"На данный момент я не вижу причин, чтобы подобные процессы и новые волны сокращений возобновились на российском рынке IT. Наоборот, отечественный IT–бизнес сейчас укрупняется и быстро растёт. Освободившиеся сотрудники международных IT–гигантов легко могут найти себе работу. При этом на рынке даже сейчас сохраняется дефицит кадров, а это значит, компании будут активнее инвестировать в подбор и развитие персонала", — считает она.
Впрочем, добавляет Екатерина Худобко, сейчас сложно прогнозировать, повысятся ли риски потери работы для специалистов из России, которые трудоустроены за рубежом. На это влияет целый ряд факторов: условия экономики в конкретной стране, специфика бизнеса, особенности трудового права и многое другое.
Дарья Народовская в свою очередь замечает, что сфера IT предполагает постоянное повышение компетенций. Поэтому опытные специалисты отслеживают тренды и имеют высокую квалификацию — это позволяет им получать приглашения от других работодателей либо отправляться в "свободное плавание" фриланса. Это касается как тех, кто хочет остаться за рубежом, так и тех, кто примет решение вернуться в Россию.
"Говоря о процессе миграции за рубеж, мы отмечаем, что отток специалистов не имел лавинообразного характера. Многие предпочли остаться в стране. Когда в начале 2022 года иностранные IT–компании уходили с российского рынка, наблюдался переход целых команд в отечественные организации. Это был двусторонний процесс — вендоры и интеграторы "снимали сливки", забирая к себе наиболее релевантные и квалифицированные кадры, а команды искали стабильных работодателей с интересными проектами", — подытоживает она.