Российские и зарубежные компании уже вовсю используют нейросети как маркетинговый инструмент. Кто–то считает, что это временный тренд, кто–то уверен, что за этими технологиями будущее. Но все сходятся в том, что без человека не обойтись.
В последние месяцы слово "нейросети" звучит отовсюду. Для большинства обычных пользователей интернета они всё ещё остаются забавными игрушками, генерирующими аватарки для соцсетей. Но представители бизнеса, как только эти технологии стали широко доступны, сразу же задумались над тем, как их использовать для увеличения эффективности труда и прибыли.
SMM, блины и пицца
В первую очередь нейросети попытались приспособить для генерации креатива в рекламных целях — постов в соцсетях, постеров, рецептов и сценариев. Так, ещё в августе российский производитель йогуртов EPICA провёл эксперимент. На протяжении месяца изображения для постов в их соцсетях были сгенерированы нейросетями DALL–E и Midjourney.
Также из российских компаний отличился "Л’Этуаль", который в честь "Киберпонедельника" в январе 2023 года отдал свои соцсети полностью в руки ИИ. Нейросеть генерировала своё видение того, как выглядят различные бренды, состав продукции и варианты упаковки.
На Масленицу сеть ресторанов "Теремок" запустила рекламную кампанию, полностью разработанную с помощью ИИ. Для этого было использовано сразу несколько нейросетей. Так, Midjourney создала визуальный образ Масленицы, затем изображение анимировали и сделали ролик с помощью нейросети D–ID. А текст для видео был сгенерирован с помощью ChatGPT.
В такси "Максим" пошли ещё дальше и пошутили, что уволили своего SMM–менеджера, отправив его работать таксистом. Вместо человека какое–то время и впрямь соцсети сервиса вела нейросеть.
Но одними соцсетями дело не заканчивается. Например, шеф–повар ресторана в Дубае, работающего по франшизе "Додо–пиццы", придумал рецепт идеальной пиццы для жителей Объединённых Арабских Эмиратов, спросив совета у ChatGPT. Нейросеть посоветовала ему сделать блюдо из кюфты, баранины с соусом из тахини и сумаха. В результате новая пицца действительно появилась в меню. Правда, повар заменил баранину на курицу.
У зарубежных компаний вариантов использования нейросетей ещё больше. Spotify использует ChatGPT для создания персонализированных плейлистов для своих пользователей. Sephora использует эту же нейросеть для создания рекомендаций по макияжу, а Uber — для улучшения качества общения между водителями и пассажирами.
Поттер и Balenciaga
Тем не менее мнения маркетологов относительно перспектив нейросетей разделяются. Кто–то считает это просто трендом "на хайпе", а кто–то видит в них серьёзный инструмент, которым просто нужно научиться пользоваться.
Основательница маркетингового агентства "Брусника" Теххи Полонская рассказала, что её сотрудники используют Midjourney и ChatGPT для работы с текстами и создания креативов для рекламы.
"Я не думаю, что маркетологи сейчас используют нейросети на волне хайпа. Они действительно дают много новых интересных решений, помогают сэкономить часы работы. Если мы говорим о нейросетях, генерирующих изображения, то это значительно дешевле и быстрее, чем работа с профессиональным иллюстратором. Здесь стоимость изображения может быть выше, чем месячная подписка на нейросеть", — считает Полонская.
Она уверена, что популярность подобных инструментов будет развиваться, и надеется, что рано или поздно на рынке появятся российские разработки, которые по своим возможностям не будут уступать западным. Одним из самых перспективных направлений Полонская считает генерацию видеоконтента.
"Сейчас есть инструменты, которые “оживляют” картинки. Можно, например, создать изображение в Midjourney, прогнать его через сервис, анимирующий изображение, наложить голос — и получится вирусный ролик. Такое уже сделали с персонажами “Гарри Поттера” и брендом Balenciaga. Герои фильма в видео рекламируют одежду бренда, при этом с помощью нейросети сгенерирован голос актёров, чтобы персонажи ролика произносили нужные фразы. Конечно, видны разные огрехи, технология всё ещё не идеальна, но даже сейчас это выглядит круто", — объясняет эксперт.
Ася Шабалина, руководитель digital–направления коммуникационного агентства для IT–компаний iTrend, замечает, что в некоторых нынешних рекламных кампаниях всё–таки превалирует желание просто привлечь внимание и воспользоваться волной популярности темы нейросетей.
"На текущий момент сам факт разработки маркетинговой активности при помощи нейросетей добавляет инфоповоду медийности. Например, в середине февраля по многим СМИ и соцсетям широко разошлась новость о рекламных баннерах на зданиях Уфы от девелопера “Третий трест”. Суть релиза сводилась к тому, что команда применила несколько нейросетей и добилась разрешения изображений более 30 мегапикселей. Никакого далекоидущего вывода из этого сделано не было", — приводит она конкретный пример.
Иван Карпухин, директор по маркетингу ГК ITGLOBAL.COM, резонно замечает: хайп уходит, а технология остаётся. "Многие обратили внимание на это ещё в 2016 году, когда появились первые инструменты для массовой аудитории. Но в 2022 году возникли кейсы, которые показали полезность инструмента и для бизнеса, и для обычных пользователей. Тот хайп, который мы сейчас видим, — это уже не про изучение технологии энтузиастами, а про внедрение. Те бизнесы, которые сейчас смогут интегрировать ИИ в свои процессы, будут иметь конкурентные преимущества, которые другие просто не смогут получить, продолжая работать в традиционной модели, то есть только своими руками", — убеждён эксперт.