Новая внешняя политика России: готовимся к противостоянию в Арктике

Автор фото: Ермохин Сергей
Президент России Владимир Путин в конце марта одобрил новую Концепцию внешней политики Российской Федерации. Документ пришёл на смену предыдущей доктрины, принятой 30 ноября 2016 года. Концепция выделяет Арктику как одно из региональных направлений внешней политики страны.
Россия стремится к сохранению мира и стабильности, повышению экологической устойчивости, снижению уровня угроз национальной безопасности в Арктике, обеспечению благоприятных международных условий для социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации (включая защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни проживающих в этой зоне коренных малочисленных народов), а также для развития Северного морского пути в качестве конкурентоспособной национальной транспортной артерии с возможностью его международного использования для осуществления перевозок между Европой и Азией. В этих целях Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание:
1) мирному решению международных вопросов, касающихся Арктики, исходя из особой ответственности арктических государств за устойчивое развитие региона и достаточности Конвенции Организации Объединённых Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года для регулирования межгосударственных отношений в Северном Ледовитом океане (включая защиту морской среды и разграничение морских пространств);
2) нейтрализации курса недружественных государств на милитаризацию региона и ограничение возможностей России для реализации её суверенных прав в Арктической зоне Российской Федерации;
3) обеспечению неизменности исторически сложившегося международно-правового режима внутренних морских вод Российской Федерации;
4) налаживанию взаимовыгодного сотрудничества с неарктическими государствами, проводящими конструктивную политику в отношении России и заинтересованными в осуществлении международной деятельности в Арктике, включая инфраструктурное развитие Северного морского пути.
Отметим, что в числе упомянутых региональных направлений Арктика занимает второе место после ближнего зарубежья, что подчёркивает её особую приоритетность в терминах внешней политики России.
Концепция отражает новые реалии международной жизни высоких широт.
Так, установки на сотрудничество между арктическими державами, в том числе на таких площадках, как Арктический совет, прибрежная арктическая "пятёрка" и Совет Баренцева/Евроарктического региона, присутствовавшие в предыдущем документе, больше не упоминаются. Но при этом двери Заполярья распахиваются для неарктических стран — прежде всего Китая, глубоко погружённого в нашу добычную повестку в АЗРФ и потенциально заинтересованного в использовании СМП как транзитной артерии для доставки своих товаров в Северную и Западную Европу.
Неизменным остался один из ключевых принципов арктической политики России — курс на сохранение мира и стабильности в высоких широтах. Однако очевидно, что проводить его будет всё сложнее и сложнее ввиду усилившейся интеграции Швеции и Финляндии в НАТО. Суоми, к слову, официально уже стала членом альянса. Об этом во вторник, 4 апреля, заявил премьер Польши Матеуш Моравецкий.
"С этого момента союз насчитывает 31 государство. Сильные партнёры — это гарантия безопасности для Польши, для региона, для всего мира", — написал Моравецкий в Twitter.
Вслед за этим документ о вступлении Финляндии в НАТО подписал глава МИД Пекка Хаависто.
В МИД России отреагировали на решение финнов обещанием принять ответные меры "как военно-технического, так и иного характера в целях купирования угроз нашей национальной безопасности".
"В результате увеличения более чем в два раза линии непосредственного соприкосновения НАТО с границами Российской Федерации произошло кардинальное изменение ситуации в североевропейском регионе — ранее одном из наиболее стабильных в мире. Североатлантическим альянсом сделан очередной шаг по приближению к территории России", — говорится в заявлении дипломатического ведомства РФ.
Власти России напомнили, что в своё время линия Финляндии на военное неприсоединение стала её осознанным выбором по итогам Второй мировой войны.
В российском МИД обратили внимание, что после самого разрушительного военного конфликта в истории человечества, во время которого Финляндия была союзником фашистской Германии, местные лидеры проявили мудрость, положив в основу национальной политики прагматичное и взаимовыгодное сотрудничество с соседями. При этом за основу был взят принцип невхождения в международные военные союзы. Однако в итоге, вступив в НАТО, Финляндия "окончательно отказалась от своей самоидентичности и какой-либо самостоятельности".