Наиболее резонансным событием минувшей недели в Петербурге стал, пожалуй, коллективный выход членов фракции "Справедливая Россия — Патриоты — За правду" в ЗакСе из своей партии. Но сдавать депутатские мандаты они не готовы.
Политическая жизнь в Северной столице давно кажется тихой и даже "забетонированной". Но в минувшую среду её взорвали заявления главы фракции "Справедливая Россия — Патриоты — За правду" (СРЗП) в Законодательном собрании Марины Шишкиной. На пленарном заседании она объявила, что покидает должность вице–спикера городского парламента и выходит из партии.
Шишкина посчитала "морально неприемлемой" позицию федерального руководства СРЗП на сближение с Евгением Пригожиным. Вслед за ней все депутаты фракции также заявили о выходе из партии. Это Андрей Алескеров, Любовь Менделеева и Александр Новиков. Ещё один член фракции — Михаил Амосов, который также избирался от СРЗП, в партии не состоял, но решение коллег поддержал.
Станут беспартийными
Теперь парламентарии намерены продолжить работу в рамках нового политического проекта. Как отметила Марина Шишкина в разговоре с "ДП", в том числе рассматривается общественная организация "Движение демократического обновления", которая в своё время была основана Михаилом Амосовым после его ухода из партии "Яблоко" из–за конфликта с федеральным бюро в ноябре 2018 года. Однако сама организация не имеет права выдвигать кандидатов на выборах, поэтому её членам можно избираться либо в качестве самовыдвиженцев, либо при поддержке другой зарегистрированной партии.
Несмотря на разрыв отношений депутатов с партией, фракция СРЗП в ЗакСе продолжает существовать. Юридических оснований прекратить её деятельность и тем более лишить её членов депутатских мандатов нет. Правда, согласно регламенту ЗакСа, депутаты на пленарных заседаниях по–прежнему обязаны будут сидеть с флажками СРЗП.
Уже на следующий день, 6 апреля, бюро регионального отделения СРЗП в Петербурге прекратило членство в партии депутатов, совершивших демарш, и заявило, что их "последние шаги дискредитируют партию, наносят ущерб её имиджу и являются предательством", в том числе по отношению к петербуржцам. Бюро вслед за председателем СРЗП Сергеем Мироновым предложило "депутатам–оппортунистам" "сделать правильный и логичный шаг — сдать мандаты, полученные благодаря партии". Марина Шишкина сказала, что этого не будет.
Ну а в пятницу скандал прокомментировал и Евгений Пригожин. Он по традиции обвинил во всём Александра Беглова: мол, губернатор "во время выборов 2021 года полностью зачистил всю политическую поляну города, потом по–тихому напихал либералов и им сочувствующих в ЗакС". Ну а в результате, по мнению главы ЧВК "Вагнер", градоначальник дискредитировал "не только политическую систему, но и сами выборы, на которых люди пришли отдавать свои голоса за “Справедливую Россию”, а в итоге проголосовали за кучку завравшихся либералов".
Никогда такого не было, и вот опять
Сама по себе ситуация, когда из партии выходят все члены фракции, для петербургского парламента беспрецедентна. Однако случаев, когда отдельные региональные и даже федеральные депутаты конфликтовали с центральным руководством, достаточно. И чаще всего это происходит именно в СРЗП.
Так, в 2015 году президиум центрального совета "Справедливой России" досрочно отстранил Оксану Дмитриеву (на тот момент депутата Госдумы) от должности главы петербургского регионального отделения. Дмитриева не согласилась с таким решением, но вскоре написала заявление о выходе из "Справедливой России". Вслед за ней из партии вышли думский депутат Наталья Петухова и депутаты ЗакСа пятого созыва Сергей Трохманенко и Владислав Бакулин.
В 2021 году схожая участь постигла и депутата Госдумы от "Единой России" Евгения Марченко. Он был исключён из партии после того, как проголосовал против принятия проекта федерального бюджета в первом чтении, несмотря на решение фракции единогласно поддержать документ. Марченко продолжил работу в качестве беспартийного депутата.
В начале года из фракции КПРФ в ЗакСе Петербурга был исключён Борис Зверев, который, по мнению коллег, голосовал созвучно с "Единой Россией". При этом особенности законодательства сделали невозможным организационное исключение Зверева из фракции. Он пересел в другую часть зала и поставил перед собой флажок с буквой Z. Правда, вскоре патриотичный флажок пришлось убрать, потому что любая непартийная символика противоречит регламенту.