Бурное развитие сегмента электронной торговли изменило правила игры и логистику. Появились дополнительные условия, которые необходимо учитывать поставщикам товаров при отправке и транспортировке грузов. На этом фоне возросла роль компаний-перевозчиков. "ДП" разбирался, как последние помогают минимизировать риски предпринимателей в новых реалиях.
Согласно данным Data Insight, общий оборот рынка розничной интернет-торговли в России по итогам 2022 года составил 5,7 трлн рублей, увеличившись на 38% в сравнении с 2021-м. Причём количество онлайн-заказов выросло на 65%, большей частью за счёт маркетплейсов.
На этом фоне качественно изменилась картина и по грузоперевозкам. Так, по словам генерального директора группы компаний "Деловые Линии" Фарида Мадани, за прошедший год объёмы поставок товаров в маркетплейсы в нашей стране продемонстрировали рост более чем в 4,5 раза, также стало больше поставщиков, расширилась география онлайн-площадок.
Во многом это связано с тем, что крупнейшие мировые ретейлеры на фоне санкций покинули российские офлайн площадки, но остались доступными в интернет-магазинах. А их продукция — будь то сегмент "фреш", одежда, БАДы или сложная электроника, продолжает пользоваться неизменным спросом.
Взаимный интерес
В сложившихся условиях работать с маркетплейсами предпринимателям становится выгодно. Об этом рассказал директор департамента электронной коммерции ГК "F+ tech-Марвел" Николай Федяев: "Для нас, как для дистрибутора, направление D2C (direct to customer) приобретает всё большее значение в связи с трансформацией розничного рынка. Такие площадки, как OZON, "Яндекс Маркет", "Сбермегамаркет", Wildberries предложили новый и удобный формат работы с потребителем. Розничный рынок уже не растёт такими темпами, поэтому для нас этот канал стал возможностью дотянуться до его покупателя. Сейчас онлайн-торговля стала одним из наиболее важных каналов сбыта, в зависимости от категории доля продаж через маркетплейс может составлять до 20%".
С экспертом согласились и в УнИК Литораль: "Однозначно, работа с современными площадками маркетплейсов очень удобна. Мы используем все их возможности ежедневно. Наш ассортимент продукции имеет сейчас повышенный интерес у покупателей и высокую конкуренцию. Благодаря инструментам маркетплейса нам удаётся выводить свои продукты выше в поиске. Показывать приоритетные стороны и преимущества".
Где хранить
Однако у электронных площадок есть свои особенности, и их необходимо учитывать. Одна из важнейших — места хранения товаров и их своевременная доставка в пункты выдачи. Существуют две схемы: FBO (Fulfillment by operator — продажи со склада маркетплейса) и FBS (Fulfillment by Seller — продажи со склада поставщика). Выбор зависит от целей и задач бизнеса.
"То же самое касается и способа доставки товара, — дополнили в пресс-службе OZON. — Есть логистическая схема FBS, при которой представители бизнеса хранят товары на своих складах, а доставку до покупателя поручают логистическим компаниям. Чаще всего этот вариант эффективен для крупногабаритных товаров или для позиций, которым нужны особые условия хранения, например, цветы. У нас есть партнёры, благодаря интеграции с которыми множество операционных процессов проходит быстрее. Так как на Ozon гибкие условия работы, предприниматель может самостоятельно решить, какая логистическая схема под какой товар ему подходит больше всего", — отметили в маркетплейсе.
Что учитывать при отправке
Как показывает практика, основными критериями выбора транспортной компании для доставки груза становятся цена, скорость, качественное оказание услуг транспортировки, в том числе соблюдение сроков, обеспечение сохранности товара, наличие клиентской поддержки, широкой географии и удобства расположения терминалов. В первую очередь, опытные логисты помогают избежать селлерам недочётов при отгрузке продукции. Среди них — ошибки внутри личного кабинета предпринимателя на маркетплейсе, когда, скажем, не закончено оформление поставки, не внесены данные пропуска водителя, а также имеются ошибки при подготовке груза. Например, товар может быть неправильно упакован, содержать неверную маркировку или же вовсе не иметь таковой. В результате у представителей маркетплейса не получается идентифицировать продукцию. По словам Фарида Мадани, эти ошибки допускают 6 из 10 неопытных поставщиков, опытные же селлеры не всегда успевают отследить последние изменения в личном кабинете. Всё это приводит к отказам в приёмке товара.
У логистических компаний в подобных вопросах опыта и ресурсов значительно больше.
"Наша задача — работать с ошибками на упреждение, сделать всё, чтобы груз был сдан. Поэтому мы проверяем все поставки на соответствие стандартам упаковки и маркировки. Обнаружив проблему, уведомляем клиента и предлагаем помощь с её устранением. Оперативно отследить любой недочёт нашим специалистам помогает большой опыт работы с маркетплейсами. Так, только в 2022-м году мы осуществили свыше 315 тыс. доставок на онлайн-площадки более чем в 230 городов России. Причём речь о самых разных категориях грузов", — подчеркнул г-н Мадани.
Если товар не приняли
Чтобы возвраты не становились дополнительной головной болью поставщика, онлайн-платформа, по словам Николая Федяева, должна предоставить продавцу сервис, который позволит управлять этим процессом и оперативно выполнять обязательства перед покупателями. "Есть площадки, которые уже умеют это делать достаточно хорошо, в том числе через логистических партнёров, а есть те, кому ещё стоит развиваться в этом направлении", — добавил эксперт.
Так, в "Деловых Линиях" отработана своя схема по вывозу товара со складов Оzon, "Яндекс Маркет", KazanExpress и "Сбермегамаркет" с последующей доставкой на терминал перевозчика или на территорию компании-поставщика. Для этого селлеру потребуется оформить соответствующую заявку в личном кабинете, согласовать её, а также дату и время вывоза, оформить доверенность и пропуск на перевозчика. Есть и свои тонкости. Например, чтобы забрать груз, заявка в личном кабинете продавца Оzon должна находиться в статусе "Собрано складом", а на Яндекс.Маркете — в статусе "Товары готовы к передаче".
Чтобы одновременно соблюсти интересы всех участников процесса — поставщика, маркетплейса, конечного потребителя — важно не просто знать все особенности работы с онлайн-площадками, но и быстро ориентироваться в меняющихся правилах игры. Иными словами, как отметил Фарид Мадани, только комплексный, профессиональный подход к доставке грузов в маркетплейсы позволяет сохранять аудиторию и сокращать расходы поставщиков.