"Пробочный апокалипсис": масштабный ремонт дорог сковал центр Петербурга

Перекрытия дорог из–за ремонта в Петербурге призвали "воспринимать как благо"
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Можно ли избежать коллапсов при ремонте петербургских магистралей — в обзоре "ДП".

В наступившем тёплом сезоне в Петербурге планируют отремонтировать дороги более чем по 90 адресам. Как рассказал ещё в начале апреля губернатор города Александр Беглов, общая площадь дорог, которые приведут в нормативное состояние, составит почти 2,5 тыс. км2. Четверть из этого объёма — благодаря поддержке федерального центра в рамках нового нацпроекта "Инфраструктура для жизни".
Что касается трат города, то в бюджете Петербурга на 2025 год на эти цели заложено чуть более 11 млрд рублей. И километры нервов петербургских автомобилистов, которым, судя по всему, предстоит этим летом пережить не один транспортный коллапс в связи с традиционными для сезона ремонта дорог перекрытиями.

Как объехать закрытый мост

Старт этому "пробочному апокалипсису" ещё в конце марта дал Троицкий мост, который совершенно неожиданно полностью перекрыли для движения автомобилей, оставив эту возможность лишь для городского общественного транспорта. При этом изначально движение по переправе хотели лишь частично ограничивать до осени, чтобы не создавать коллапса, однако ускорение процессу придала городская прокуратура.
В феврале надзорное ведомство установило, что проезжая часть Троицкого моста имеет дефекты дорожного покрытия в виде впадин глубиной более 13 см, а также просадок глубиной более 10 см и колейности. Соответствующее представление об устранении дефектов было направлено в адрес СПБ ГБУ "Мостотрест", которое ответственно за содержание и ремонт мостового хозяйства в городе, и процесс решили ускорить. В итоге до 10 июня мост должны отремонтировать полностью. И очевидно, что опоздать по срокам нельзя, ведь уже 18–го числа в городе стартует ПМЭФ. Согласно данным портала госзакупок, ремонт трамвайных путей и асфальта на Троицком обойдётся в сумму более 411 млн рублей.
"Троицкий мост, конечно, это очень суровая логистическая история. Для такого города, как наш, который расположен на мостах в дельте реки, в принципе закрытие любого моста — это тяжёлая история, очень значимая. Притом что произошло ещё наложение ремонта Троицкого моста на ремонт набережной в районе Летнего сада и в районе Эрмитажа, что тоже сильно ограничило возможности по объезду и растаскиванию потоков. Понятно, что всех направляли на Биржевой и Дворцовый. Но Дворцовый мост — слабая история для формирования объезда просто потому, что там очень высокая плотность потока изначально. На подходящих к мостам с северной стороны Невы перекрёстках тоже всё очень плотненько выбрано. Коррекция была сделана, но она не спасает ситуацию", — отметил в разговоре с "ДП" автоэксперт Дмитрий ­Попов.
апрельские перекрытия дорог в центре Петербурга
Автор: yandex.ru/maps/
Избежать летних транспортных коллапсов из–за ремонта дорог можно только в одном случае, уверен Попов, — если сократить объём этих работ. Но с учётом неплохого финансирования, которое в последние годы выделяется на эти цели, аппетиты дорожников только растут. К тому же, как и в случае с любым ремонтом, закончить его нельзя — можно только приостановить, поэтому петербургским автомобилистам, судя по всему, к грядущим перекрытиям транспортных артерий и сочленений стоит отнестись с пониманием и терпением.
В частности, уже с 22 апреля понимают и терпят жители северных районов — из–за ограничений на проспекте Тореза по всей его протяжённости, от площади Мужества до проспекта Энгельса. По информации ГАТИ, ремонтировать дорогу будут до конца июня. Приготовиться стоит и жителям Невского района, поскольку этим летом там пройдёт масштабная работа — улицу Бабушкина отремонтируют на протяжении почти 6 км.

На очереди Невский

Главное приключение ждёт петербургских автомобилистов в августе, когда на реконструкцию закроют Невский проспект: Дирекция транспортного строительства ещё в марте подвела итоги конкурса на разработку проектной документации. Закрывать магистраль будут крупными участками по всей протяжённости, освежат также и покрытие Дворцового моста, рассказали в комитете по развитию транспортной инфраструктуры ­(КРТИ). Цена контракта — 12 млн (это только на разработку проектной документации), в которые войдут в том числе обязательства подрядчика по организации дорожного движения на время ремонта.
Как отмечает глава объединения "Дормост" Кирилл Иванов, провести там работы должны показательно "круто и здорово", но автомобилистам опять придётся потерпеть. По мнению Иванова, хотя бы отчасти избежать транспортных коллапсов можно простым, но недоступным для Петербурга способом:
"Можно повысить эффективность за счёт проведения работ в ночное время, но этому мешает закон о тишине. Вообще это распространённая международная практика, и в Москве, например, асфальтирование производится только в ночное время, когда минимальный трафик. Ведь не только асфальтоукладочная техника, катки там ездят и не только они ограничивают полосы движения для остального транспорта, но едут ещё и большие грузовики с асфальтом с заводов, они же тоже попадают в трафик. Потому что у нас время трафика, условно, с 8 до 11 утра и с 5 до 8 вечера — вот основное рабочее время. А в законе о тишине говорится, что с 22 до 8 утра работать нельзя. Ни возить нель­зя, ни работы производить никакие, поэтому все живём в общем графике — когда все поехали, тогда все поехали", — рассказал Кирилл Иванов в беседе с "ДП".
Остановить этот "круговорот ремонта" в Петербурге невозможно, к тому же в северных широтах срок службы дорожного полотна сокращается из–за перепадов температур — зимой талый снег попадает в поры асфальта и буквально разрывает его изнутри при превращении в лёд в чётком соответствии с законами физики. Хотя в КРТИ отдельно отмечают, что все работы в Северной столице проводят с применением самых современных технологий, а смесь для покрытия подбирают с учётом интенсивности движения на том или ином участке, а также его грузонапряжённости.

В какую сумму обходится ремонт дорог

Что касается стоимости ремонта, то комитет по экономической политике и стратегическому планированию Петербурга ещё в конце мая 2023 года установил нормативы соответствующих затрат.
Так, на капремонт большой, широкой дороги (вроде Невского проспекта) положено в 2025 году 28 329 рублей за 1 м2. Улицы поменьше обойдутся в сумму от 11 тыс. до 13,5 тыс. за "квадрат". Обычный же, не капитальный ремонт с однослойным покрытием асфальтом, согласно данным комитета, должен стоить от 1800 до 2700 за 1 м2.
"Даже не заглядывая ни в какие документы, есть ощущение, что в по­следние годы в Петербурге реально ремонтируется большее количество дорог — это бросается в глаза. Понятно, что остаются проблемные участки, но и до них дойдёт очередь. Да, это перекрытия и дискомфорт, но это надо воспринимать как благо: есть желание и деньги ремонтировать и город ремонтирует. Понятно, у любой монеты есть вторая сторона, люди привыкли куда–то добираться быстро и удобно. Конечно, иногда они переживают. Но надо просто на 15–20 минут раньше выезжать. Петербург — это жемчужина, столица империи. По­этому здесь нужно поддерживать это всё на высоком уровне, чтобы соответствовать не только потребностям жителей, но и той картинке для туристов, которая потом оставляет впечатление. И процесс этот нескончаемый", — рассказал  "Деловому Петербургу" член комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Законодательного собрания Дмитрий Павлов.