Главная питейная локация Петербурга рискует полностью исчезнуть

Автор фото: Сергей Ермохин
Думской улицей всегда было принято одновременно возмущаться и гордиться

Очередной резонансный скандал вокруг Думской может стать переломным моментом для главной питейной улицы города. При этом перепрофилировать её вряд ли удастся, так как подходящих мест для баров в городе не хватает.

Улицы Думская и Ломоносова, долгие годы бывшие средоточием ночной жизни города, вот уже несколько дней погружены в тишину. Открытых заведений там не осталось. Напомним, всё началось с того, что в конце марта около 20 баров опечатали представители СК в рамках уголовного дела по ст. 151 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, в том числе систематическое употребление алкоголя и одурманивающих веществ). Последние 13 баров опечатали по итогам ещё одного совместного рейда, который в ночь с 7 на 8 апреля устроили СК, полиция, Росгвардия и пожарные.
Поводом для возбуждения дела стала вечеринка, которая проходила в конце февраля в одном из баров города. В объявлении организаторы указали возрастное ограничение 16+, но, по данным следствия, несовершеннолетним реализовывалась алкогольная и спиртосодержащая продукция. При этом, как сообщала "Фонтанка", эта вечеринка проходила довольно далеко от Думской — в одном из пространств лофт–проекта "Этажи" на Лиговском проспекте. Но под тотальную проверку попали все бары в центре города.

Конец эпохи

По мнению генерального директора рекламно–маркетингового агентства "Креатерра" Инны Новожиловой, есть основания полагать, что Думская может потерять статус центра притяжения молодёжи.
"Ситуация ускорила естественный процесс. Думская, став неотъемлемой частью культуры Петербурга в середине 2000–х, у современного поколения пользуется гораздо меньшим спросом. Закрытие заведений будет болезненным, но не настолько, как это было бы лет пятнадцать назад", — говорит Новожилова. В то же время есть вероятность, что закрытие заведений ничего не изменит — "новая Думская" со временем возникнет в другой локации.
До недавнего времени "основной" статьёй для Думской улицы оставалась 213 УК РФ (хулиганство), отмечает партнёр юридической компании "Братья Яблоковы" Артём Яблоков. Там происходили конфликтные ситуации, применение оружия также не было редкостью. Летом прошлого года резонанс получила ситуация с погоней за водителем автомобиля, у которого после задержания были обнаружены наркотические средства. Другое уголовное дело, которое было возбуждено после того, как молодой человек вдохнул содержимое “увеселительного” шара и сбил на Невском проспекте несколько человек, — также отчётливо формирует образ Думской, считает Яблоков.
Многие убеждены: чтобы прекратить череду скандалов и инцидентов, связанных с Думской, необходимо браться за решение проблемы в регулярном, а не ситуативном режиме. Можно, конечно, закрыть несколько нелегальных заведений, но это не помешает их владельцам спустя время открыться вновь. По мнению участников ресторанного рынка, такие проекты нуждаются не столько в закрытии, сколько в контроле.
"Надо не запрещать всю улицу, а тщательнее проверять. В наших заведениях регулярны контрольные закупки на предмет продажи алкоголя несовершеннолетним. Мы соблюдаем правила и поэтому работаем. На Думской, видимо, долгое время на это закрывали глаза", — отмечает Александр Крылов, совладелец PITA’S.

Начинали за здравие

Генеральный директор союза "Улица Рубинштейна", председатель комитета общественного питания субъектов МСП "Деловой России" Максим Жуков вспоминает, что в 2000–х, когда Думская только начинала своё существование как барная улица, там открывались концептуальные заведения. Однако вскоре туда ринулось большое количество нелегалов, борьба с которыми продолжается до сих пор. Кстати, сходные сложности постигли и известный гастрономический и барный кластер — саму улицу Рубинштейна.
"В своё время на ней тоже прошёл большой рейд с целью закрытия нелегальных заведений, после которого несколько объектов оставались закрытыми и опечатанными. Но после того, как собственники снова получили право сдавать помещения в аренду, на улицу начали проникать представители подпольной сферы", — вспоминает он. Однако у улицы Рубинштейна другая судьба: изначально её сделали знаменитой предприниматели, которые открывали заведения с разнообразной и интересной кухней.
Чтобы изменить ситуацию вокруг Думской, городу следует работу по борьбе с нелегалами сделать регулярной и именно с теми жёсткими мерами, как произошло накануне, и вовлечь в неё на правовой основе собственников помещений, считает Жуков. Тогда со временем локация может начать интересовать ответственный бизнес. Но превратить это место в красивое гастрономическое пространство — вопрос долгосрочной перспективы. При этом очень важно, чтобы работа правоохранительных органов была направлена именно на нарушителей законодательства, а не носила общемассовый характер лишь по принципу расположения.
Самая злачная часть улицы — примыкающая к Ломоносова, половина, расположенная ближе к Невскому проспекту, более законопослушна. Сейчас на Думской, по данным NF Group, аренда имеет свою специфику: там сложилась практика сдачи помещений на короткий срок, что влечёт частую ротацию арендаторов и концепций.
Управляющий партнёр 8956 Oblomoff food Владимир Шершнев, в свою очередь, считает, что если городские власти не будут целенаправленно "душить" это место, то всё постепенно восстановится. Подростки будут стараться познать "прелести взрослой жизни", государство — противостоять этому, предприниматели — стараться усидеть на двух стульях сразу (и молодёжи угодить, и с властями проблемы уладить). "Подготовленных помещений под бары и клубы не так уж много в городе. Если не будет целенаправленной разнарядки поменять улицу радикально, то делать там что–то другое коммерческие силы не станут", — убеждён Шершнев.

Мировой опыт

Барные улицы есть во многих туристических центрах мира (Амстердаме, Бангкоке, Стамбуле и т. д.).
"Распространённая общемировая практика — вытеснение из исторических районов популярных туристических городов жилой недвижимости, замещение её коммерческими заведениями рекреационного типа, более рентабельными для собственников. Джентрификация ярко проявляется и в том, что на первых этажах домов открываются заведения, а верхние превращаются в объекты временного проживания. Замещение одного функционала другим редко проходит бесконфликтно, — указывает партнёр Центра стратегического консалтинга, доцент НИУ ВШЭ Санкт–Петербург Наталия Белякова. — Попытки демпфировать эти риски, снизить градус напряжённости, учтя интересы резидентов и туристов, предпринимаются постоянно. Например, за счёт муниципалитетов осуществляется дополнительная шумоизоляция квартир. Для жителей района вводится расширенная программа лояльности со скидками в заведениях. Владельцы баров заинтересованы в оставлении жильцов ещё и потому, что их присутствие предотвращает туристскую геттоизацию места — современный путешественник ценит иммерсию, которой без резидентов не достигнуть".