Возможность стать самозанятым резко подстегнула предпринимательскую активность. И даже вызвала отток малых бизнесменов из других организационно-правовых форм. Нововведения 2023 года сделают режим ещё более привлекательным.
Количество самозанятых стабильно растёт. По данным ФНС на 31 марта 2023 года, в Северной столице их насчитывалось 465 488, в том числе 441 691 физлицо и 23 797 ИП, налоговые поступления от таких граждан в бюджет города в 2022 году составили 2,8 млрд рублей. В Ленобласти на указанную дату насчитывалось 77 866 самозанятых (72 746 физлиц и 5 120 ИП).
Для таких предпринимателей установлен специальный налог на профессиональный доход (НПД), 4% при оказании услуг физическим лицам, 6% — юридическим. Власти ратуют за развитие института самозанятости в Петербурге, эксперты считают, что для этого важно не потерять доверие людей к такой форме регистрации бизнеса.
"Необходимо, чтобы после 2028 года (окончания эксперимента по внедрению НПД) условия их работы не ухудшались — не повышались ставки налога, не накладывались дополнительные платежи, не ужесточалось администрирование этого режима, — указывает Вера Кононова, заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ). — Одним из возможных стимулов может стать индексация максимального дохода (сейчас — 2,4 млн рублей в год), например в пределах накопленной за время эксперимента инфляции".
Болеть не возбраняется
Начиная с июля 2023 года самозанятые смогут рассчитывать на оплачиваемые больничные, это станет возможным благодаря программе добровольного соцстрахования. Предприниматель сможет выбрать, какой размер выплат получит в случае болезни, и исходя из него оплачивать страховые взносы: сумма составит либо 32 484 рубля (2 МРОТ), либо 48 726 рублей (3 МРОТ). Ежемесячный взнос при этом будет на уровне 1 247,38 или 1 871 рубля, размер пособия по временной нетрудоспособности будет зависеть от выбранной страховой суммы и периода уплаты взносов. Самозанятые этого нововведения ждут, причём для некоторых, по их словам, важны не столько выплаты, сколько сам факт профессионального равенства с другими специалистами, за которых отчисления делает работодатель.
Доцент кафедры правоведения СЗИУ РАНХиГС Георгий Алексеев также напоминает, что плательщики НПД освобождены от уплаты страховых взносов, поэтому они получают право только на социальную пенсию, без отчислений страховых взносов не идёт страховой стаж для получения пенсии. Но самозанятый может добровольно платить пенсионные взносы, в 2023–м один год страхового стажа оценён в 36 723 рубля. Дешёвое социальное страхование самозанятых представляется эксперту перспективным.
Важная новинка 2023 года для петербургских предпринимателей — предоставление права установки киосков. В апреле ЗакС в третьем чтении рассмотрит проект закона Санкт–Петербурга, наделяющего плательщиков НПД правом размещать нестационарные торговые объекты (НТО) на земельных участках в госсобственности (или госсобственность на которые не разграничена).
"НТО привлекательны для самозанятых, которые не имеют постоянного места работы или не могут позволить себе аренду фиксированного магазина или офиса", — отмечает директор центра "Мой бизнес" Санкт–Петербург (СПб ГБУ "ЦРПП") Лев Кузнецов.
Однако, как обращает внимание Георгий Алексеев, в Петербурге установить киоск проблематично в связи со сложным порядком разработки и принятия Схемы размещения НТО.
По мнению эксперта, для успешной реализации этого инструмента процедуру необходимо упростить, а также передать некоторые реальные полномочия по размещению НТО муниципальным образованиям.
Излишние требования
Одна из наболевших тем — такси. Плательщики НПД без регистрации ИП не имеют права получить разрешение на деятельность такси и работать легально. Согласно федеральному закону № 580–ФЗ от 29.12.2022, который вступит в силу 1 сентября, самозанятым позволят оформлять разрешение и работать таксистами, если они заключат договор с агрегатором такси. Однако на практике самозанятые столкнутся с избыточными требованиями и административными барьерами.
Президент Объединения самозанятых России Игорь Жмакин считает новый закон о такси невыполнимым.
"Обязательны прохождение предрейсовых медицинских и технических осмотров, заключение договора ОСАГО по тарифу для такси, который в 10–12 раз выше, чем обычное ОСАГО. Страховые компании всеми способами ищут причины отказать в страховании автомобилей для работы в такси. У нас нет возможности делать такую дорогую страховку, её стоимость составляет сумму дохода водителя за 2–3 месяца ежедневного труда", — говорит он.
Более того, в объединении считают лишним требование о медицинских и технических осмотрах, да и мест, где можно было бы пройти их, не много.
По мнению Игоря Жмакина, медицинская отрасль не готова к оказанию услуг самозанятым водителям, она в принципе не рассчитана на то, что 1 сентября будут обращаться множество водителей. Такая же ситуация с техосмотрами.
Эксперт добавляет, что в ответ на запросы общественной организации в региональные министерства транспорта приходят ответы, что чиновники не планируют контролировать создание условий для выполнения закона, не обладают информацией о том, где, как и по какому тарифу водители смогут проходить осмотры.
"При этом все представители исполнительной власти говорят, что контролировать выполнение закона собираются. Это приведёт к штрафам за отсутствие специального ОСАГО, справок от врача и технического специалиста. Водители не смогут получать разрешения и работать без нарушений. Вместо легализации они начнут уходить в теневой сектор, обращаться к дельцам чёрного рынка за липовыми справками", — пояснил он.
Формируя бренд
Ждут предприниматели и момента, когда они смогут регистрировать товарные знаки, — с 29 июня. Самозанятая Екатерина Стенькина считает, что эта реформа позволит плательщикам НПД сделать шаг в сторону формирования собственного бренда, а также мотивировать их реализовывать свою деятельность в рамках другой формы юридического лица и создать свой бизнес. Помимо узнаваемости на рынке товарный знак может послужить средством защиты от плагиата. Другой вопрос, что его регистрация — процесс недешёвый и, как правило, требующий оплаты услуг патентного поверенного. По оценке Объединения самозанятых, общие расходы на регистрацию не превысят 40 тыс. рублей.
Однако механизмов поддержки и мотивации к работе на НПД в городе предпринимателям не хватает. Екатерина Стенькина, например, ощущает потребность в профессиональном комьюнити — обмене опытом с экспертами в формате ассоциаций и форумов.
"Основной мерой для развития самозанятости должна быть ликвидация незнания и общая популяризация на конкретных примерах. Мы стали свидетелями “рекламы” самозанятости, но подавляющему большинству сложно применить эту информацию на собственный опыт. Общение с экспертами в различных отраслях важно для предпринимателей. Благодаря этому они могли бы понять, что переход на данную форму регистрации прост, а работа по ней не доставляет лишних хлопот", — говорит она.
Нужно отдать должное, что коммуникация экспертов с самозанятыми в городе так или иначе организована. Лев Кузнецов отмечает, что всего в центр "Мой бизнес" Санкт–Петербурга обратились 2 904 самозанятых, из которых — 2 052 ИП и 852 физлица. Основные темы обращений — вопросы, связанные с финансовой поддержкой и арендой помещений. Также в городе начал работу центр поддержки самозанятых на площадке Фонда развития субъектов МСП, куда можно обратиться за консультациями, обучением и другими услугами.
У плательщиков НПД также есть инициатива собирать заинтересованных "в реестр", к которому мог бы обратиться потенциальный клиент. На площадке бесплатно для самозанятых предоставлялась бы информация о них и их работе. Это помогло бы заказчикам быстрее находить исполнителей, а тем — развиваться.