Преимущества малого бизнеса – оригинальность мышления и скорость реакции. Мы собрали всего несколько историй того, как создавался успешный продукт. На самом деле их тысячи.
Масштабируй это
Увидеть привычные вещи свежим взглядом — один из важных талантов удачливого предпринимателя. История помнит успешные примеры масштабирования узкопрофессиональных брендов, которые стали идолами для широкой аудитории: это и ботинки для рабочих Timberland, и обувь фабричных работников Dr. Martens — предел мечтаний для многих поколений подростков. Похожий путь прошёл и петербургский производитель аксессуаров из натуральной кожи под брендом "Верфь". Корни проекта уходят в 2012 год, когда предприниматель Вячеслав Канарейкин и его товарищ Владлен Ганевич выпустили папку для хранения документов под потребности моряков торгового флота, назвав её Seafolder. Папка оказалась востребованной среди целевой аудитории, и вслед за ней ассортимент пополнили кошельки и ремни.
С тех пор как бренд "Верфь" вышел на рынок, его аудитория выросла из узкой ниши профессиональных моряков до большого круга покупателей. Казалось бы, функциональность продукта совершенно не изменилась, но произошла смена фокуса с узкой аудитории на массовую. При этом, очевидно, именно морское прошлое бренда "Верфь" усиливает маркетинговую ценность проекта.
"Малый и средний бизнес не обязательно должен стремиться к превращению в гигантскую международную компанию. Важнее сосредоточиться на качестве и уникальности продуктов или услуг, на которых строятся основная репутация и успех компании. Сила малого и среднего бизнеса заключается в его способности сосредоточиться на деталях, локальности, нишевости и аутентичности. Это позволяет МСП предложить потребителям уникальные продукты и услуги, отвечающие их потребностям, и вносить свой вклад в общее развитие экономики", — отмечает Вячеслав Канарейкин.
Делай то, что нравится
Однажды в Петербурге три девчонки встретились на кофе и решили, что общая любовь к растениям позволяет создать крутой сервис, который помогал бы людям правильно ухаживать за ними. Так из мечты трёх подруг — Екатерины Мининой, Варвары Щербаковой и Екатерины Фалдиной — появился уникальный в своём роде проект услуг по озеленению Plants for friends, на счету которого уже более 150 преображённых объектов в Петербурге и Москве: от кафе и ресторанов до Никольских рядов, парфюмерного дома Zielinski&Rozen и даже квартиры Анны и Сергея Семак. Кстати, сам главный тренер ФК "Зенит" Сергей Семак присоединился к команде Plants for friends в рамках благотворительной деятельности движения "Зелёный Петербург", благодаря которому город стал чуточку зеленее. Соосновательница проекта Екатерина Минина призналась в беседе с "ДП", что в начале пути команда не выстраивала крупных стратегий: "Мы вдохновлялись своим представлением о красивом доме, об уюте и пользе растений и мечтой вдохновлять этим других. Так и зародился проект". Вместо прописывания чёткого бизнес–плана девушки обозначили миссию и цели, скинулись по 3 тыс. рублей, завели аккаунт проекта в соцсети и стали помогать озеленять заведения и квартиры друзей. Постепенно команде всего из трёх человек удалось занять свою нишу, не тратя при этом никаких миллионов на рекламу — своё дело сделало сарафанное радио и классные рекомендации довольных клиентов. Екатерина Минина уверена, что залог успеха любого проекта — это любовь к своему делу и грамотное распределение задач внутри команды:
"У нас случился идеальный мэтч в команде: я отвечаю за всё зелёное, Варя — за эстетику и продвижение, Катя — за структуру и финансы. Когда каждый участник занимается тем, в чём он силён и что доставляет ему больше всего удовольствия, тогда формула складывается и всё оказывается на своём месте. Я считаю, что люди в проекте — это главный ресурс и ценность".
На момент возникновения проекта (а это было больше 5 лет назад) рынок комнатных растений переживал моральный упадок: монстеры и фикусы в сознании обывателей прочно ассоциировались с бабушками и библиотеками. Как отмечает Екатерина Минина, ещё несколько лет назад разведение растений не было мейнстримом и у команды появился шанс внести свой вклад в создание тренда на красивое и грамотное озеленение пространств.
Пользуйся случаем
История недавно открытой пышечной в центре Выборга на старте ничем не отличалась от тысячи подобных.
Евгений Андреев — в прошлом учитель географии и любитель истории — рассказал "ДП", что поначалу хотел открыть обычное кафе с интерьером в скандинавском стиле. Около года потратил на поиск подходящего помещения, и им оказался дом купца Маркелова, расположенный в самом сердце Выборга. В процессе ремонта, замечая толпы людей, часто останавливающиеся напротив дома, Евгений понял, что ему досталось помещение в необычном здании. Памятник архитектуры в стиле северный модерн некогда принадлежал одному из видных выборгских предпринимателей — Демьяну Маркелову, который прибыл в дивный северный город из Тверской губернии. Концепция просто упала современному предпринимателю в руки.
Проходя мимо, дом невозможно не заметить. На фасаде красуются элементы флоры и фауны Карелии: скульптуры медведей, а также изображения дубовых веток с желудями, белок и птиц. Первый этаж исторически был предназначен под коммерческие цели, ведь купец Маркелов владел продуктовыми лавками и собственной фирмой "Д. Маркелов и Ко", в том числе и булочными. Теперь здесь снова работает заведение с именем купца, а все туристы, приходящие к историческому зданию, — потенциальные клиенты Евгения.
Запустить проект удалось при помощи Фонда поддержки предпринимательства Ленинградской области. А для создания особой атмосферы владелец, как ценитель истории, находит антикварные и редкие вещи, которые могут дополнить антураж заведения.
"Мы не ставим себе цель открывать глобальную сеть общепита — это не про нас. Мы хотим брать не количеством, а качеством. Именно поэтому мы ценим аутентичность места и, конечно, делаем акцент на неповторимости вкуса. Специально для нашего производства мы пригласили лучшего технолога, который работает и с другими крупными кулинарными проектами", — рассказал "ДП" Евгений Андреев.