Накануне выхода в прокат снятой в 2003 году Пон Джун хо кинокартины "Воспоминания об убийстве" "ДП" вспомнил другие не менее увлекательные фильмы южнокорейских режиссёров.
Компании "Иноекино" и "ПРОвзгляд" 27 апреля выпускают в прокат фильм "Воспоминания об убийстве", снятый в 2003 году Пон Джун Хо, одним из самых влиятельных режиссёров нулевых и десятых и будущим обладателем четырёх премий "Оскар". Двое полицейских пытаются (не слишком успешно) найти маньяка, в течение нескольких лет державшего в страхе небольшой городок. Джун Хо использует детективный сюжет как инструмент социальной критики и для создания притчи о непостижимости реальности. В основу сценария положена реальная история серийного убийцы, которого всё–таки удалось поймать.
Для подготовки к просмотру фильма Пон Джун Хо "ДП" предлагает подборку из шести южнокорейских триллеров.
"Скажи мне что–нибудь" (Telmisseomding, 1999)
По всему Сеулу то там то сям (в лифте торгового центра, посреди шоссе) находят фрагменты человеческого тела, упакованные в мусорные пакеты. Вскоре становится понятно, что останки принадлежат не одной, а трём жертвам. Дело поручают детективу Чо (Хан Сок Кю), которого обвинили в получении взятки, но без веских доказательств. Чо быстро отыскивает сначала одну ниточку, потом вторую, а потом и вовсе целый клубок, сплетённый из жутких травм детства, сексуального и психологического насилия.
Режиссёр Чан Юн Хён ловко уводит внимание зрителя, подкидывая то одну ложную наводку, то другую, то третью, и нагнетает саспенс известными способами, которые тем не менее срабатывают на протяжении всего рассказа. Поверх детективного сюжета проступает человеческая история о попытках разобраться (нечеловеческими методами, прямо скажем) с ужасом пережитого в прошлом. Добавить к этому аллюзии из истории живописи — и получится занимательный триллер–головоломка. А ещё — до Чан Юн Хёна никто не додумался так использовать знаменитый вальс Дмитрия Шостаковича, как это сделано в "Скажи".
"Преследователь" (Chugyeokja, 2008)
Убедительная экранизация режиссёром На Хон Джином реальной истории сеульского маньяка–каннибала.
Когда–то Чжун Хо (Ким Юн Сок) служил в полиции, но остался не у дел и занялся сутенёрством. Всё бы ничего, да вот только его девушки стали бесследно исчезать одна за другой, клиентура обмелела, а тут ещё партнёры по бизнесу требуют проценты с заработанного. Чжун Хо подозревает неладное и выясняет, что его сотрудницы пропадали после вызова, принятого с одного и того же номера. Он отправляет к этому клиенту Ми Чжин (Со Ён Хи), условившись, что по прибытии она сразу сообщит адрес. Но она тоже пропадает, и Чжун Хо начинает поиски, рассчитывая найти всех причастных и разобраться по понятиям.
Примерно через полчаса после начала становится известно не только имя убийцы, но и как он выглядит и что вытворяет со своими жертвами. Следующие полтора часа режиссёр На Хон Джин устраивает "качели": поймают негодяя или нет и кто поймает первым — разъярённый Чжун Хо или бестолковые полицейские, которым плевать и на своего бывшего коллегу, и уж тем более на проституток. К дебютной картине Хон Джина можно, конечно, придраться по части попытки усидеть на нескольких стульях (тут тебе и детектив, и социальная критика, и сентиментальная история), но в чём ему точно не откажешь — так это в умении устраивать аттракционы страха, заставляя зрителя замирать в напряжении и надежде, что самое ужасное героев всё–таки минует.
"Без пощады" (Yongseoneun eopda, 2009)
Фильм о том, какими неожиданно творческими могут оказаться экоактивисты в вопросах мести.
На берегу очень тихой реки юные фотоохотники обнаруживают женский труп. К месту происшествия немедленно прибывают полицейские, в числе которых недавняя выпускница полицейской академии Мин Сео Янг (Хан Хе Джин). Её никто не воспринимает всерьёз, а один из коллег и вовсе азартно троллит и достаёт сексистскими комментариями. Надо ли говорить, что через некоторое время он будет посрамлён! К расследованию подключают заслуженного судебного патологоанатома Кана (Соль Гён Гу). Улики приводят к экологу Ли Сон Хо (Рю Сын Бом), который совершенно не переживает по поводу обвинения и ареста. Тем временем выясняется, что дочку Кана похитили неизвестные и требуют сатисфакции за какое–то давнее дело.
Дебютный фильм Ким Хён Джуна, безусловно, впечатляет хитросплетёнными сценарными извивами. Но не только. Ещё сильнее он впечатляет историей мести: герои терпеливо выжидают не один год, чтобы нанести сокрушительный удар тому, кто когда–то разрушил их жизни и жизни близких, уничтожил не только добрую память, но и возможность реабилитироваться. И тогда остаётся лишь один вариант — заставить подлеца испытать такую боль, которую тот не в силах выдержать.
"Человек из ниоткуда" (Ajeossi, 2010)
Про то, что сотрудники ломбарда могут оказаться не теми, кем кажутся.
Чха Тхэ Сик (Вон Бин) живёт замкнуто и нелюдимо, целыми днями сидит в ломбарде, а его единственный друг — смышлёная 8–летняя Со Ми (Ким Сэ Рон), болтающаяся где попало и без всякого присмотра. Её мать работает танцовщицей в ночном клубе и однажды решает подзаработать деньжат, ограбив вместе с приятелем наркокурьера, везущего большую партию товара. В наказание нарковоротила увозит в неизвестном направлении саму незадачливую грабительницу и её дочь. Герой отправляется на поиски обеих, демонстрируя удивительные для работника ломбарда физподготовку, владение различными видами оружия и рукопашного боя.
"Человек из ниоткуда" — второй фильм Ли Чон Бома и самый успешный как коммерчески, так и в плане всеобщего признания. Здесь в удачных пропорциях сочетаются история трогательной дружбы мужчины и девочки, жестокий экшен (Чха Тхэ Сик оказывается чрезвычайно изобретательным по части уничтожения врагов), социальная критика (снова в фокусе внимания полицейские, чей профессионализм оставляет желать лучшего), история таинственного незнакомца, чьи секреты открываются далеко не сразу, сюжет про гангстеров, торгующих не только запрещёнными веществами, но и человеческими органами. Соединив все ингредиенты, Ли Чон Бом на выходе получает душераздирающий и захватывающий фильм о самопожертвовании и безусловной любви.
"Ночь воспоминаний" (Gieokui bam, 2017)
О том, что для поиска ответов на съедающие душу вопросы любые методы годятся.
Джин Сок (Кан Ха Ныль) переезжает в большой старый дом с любимыми папой, мамой и старшим братом Ю (Ким Му Ёль). Вскоре там начинает твориться неладное — подозрительные шумы, звуки, стуки, шорохи, Джину то и дело снятся кошмары и наяву мнится чёрт–те что. В довершение всего у него на глазах похищают Ю, и по возвращении тот ведёт себя как сам не свой, да и родители тоже.
Чан Хан Джун снял "Ночь" после 14–летней паузы, и его возвращение в кино иначе как невероятным не назвать. Фильм начинается как детектив, затем сдвигается в сторону как будто бы научной фантастики, оттуда перемещается в пространство триллера, где снова совершает неожиданный твист, после чего режиссер и он же автор сценария перестаёт морочить голову зрителю (ну почти) и принимается приподнимать завесу тайны. Точнее — нескольких тайн, и одна другой страшнее и трагичнее. И как уже повелось у южнокорейских кинематографистов, дело не обходится без критики — на этот раз социально–экономического положения в конкретный период времени. В "Ночи" это сделано и сыграно с такой пугающей убедительностью, что положение некоторых героев выглядит и правда безнадёжным.
"Не слышу зла" (Mideunaiteu, 2021)
Про сообразительную и отважную глухонемую девушку и психопата–убийцу.
Кён Ми (Чин Ги Джу) работает оператором в call–центре, живёт с мамой и мечтает поездить по миру, попробовать разной вкусной еды, выйти замуж и родить двоих детей. Однажды вечером, поставив машину на парковку, она в тёмном переулке замечает девушку, умоляющую о помощи. Но проблема в том, что Кён Ми совсем не слышит и почти не говорит. А где–то в соседней подворотне поджидает маньяк (Ви Ха Джун), который только и рад прибытию потенциальных жертв. Гонка на выживание начинается.
В первые 40 минут режиссёр–дебютант Квон О Сын умещает столько событий, что кому другому хватило бы часа на два. Сделав небольшую паузу на выдох, он с ещё большей энергией возобновляет мотание зрителям нервов, не успокаиваясь до самого финала. В ряде сцен режиссёр убирает все звуки, помещая смотрящих в ситуацию, в которой Кён Ми живёт с рождения, и тем самым ещё сильнее взвинчивает градус напряжения. Оператор Чха Тхэк Кюн так снимает узкие улочки, мрачные переулки и подворотни, по которым мечется героиня и носится убийца, что возникает чувство, будто ты сам находишься внутри этого фильма. Конечно же, не обошлось без отсылок к мастерам кино — от Кубрика и Тарантино до Пак Чхан Ука. А под толстым слоем триллера Квон О Сын скрывает ещё и чрезвычайно ядовитую сатиру на современных людей, живущих по принципу "моя хата с краю" и от лицемерного прекраснодушия охотно верящих словам негодяя, а не его жертве, которую если кто и спасёт, то только она сама.