За 2 года городские власти подписали с застройщиками 323 соглашения, предусматривающих создание объектов социальной и транспортной инфраструктуры, более чем на 110 млрд рублей.
Количество заключённых соглашений указывается в пояснительной записке, которую подготовил комитет по строительству Петербурга, обосновывающей необходимость скорректировать постановление городского правительства от 24.05.2021 № 314, с которого началась работа Градостроительной комиссии. Именно она регулирует "социальную нагрузку" на девелоперов.
Так, по данным пояснительной записки, на апрель 2023 года в рамках заключённых соглашений строится 47 объектов социальной инфраструктуры (школы, ДОУ и так далее), ведётся проектирование 25 объектов, по трём получены положительные заключения экспертизы проектной документации. "Соглашения исполняются в установленные сроки", — уточнили в комитете по строительству.
За закрытыми дверями
Практике строительства социальных объектов за счёт девелоперских компаний в Петербурге много лет. Неоднократно предпринимались попытки её формализовать. Например, создавался фонд социальных обязательств застройщиков.
В нынешнем виде система существует с июня 2021 года. Раз в месяц–два или три при губернаторе Петербурга (его присутствие необязательно) собирается Градостроительная комиссия, которая в соответствии с региональными нормами градостроительного проектирования решает, сколько нужно построить социальных объектов, а также дорог на определённой территории для того, чтобы можно было возвести там намеченный объём жилья. Заседания проходят в закрытом режиме. Документы к ним готовит рабочая группа при комитете по строительству. Результаты публикуются в новостных сообщениях Смольного. Причём об итогах обсуждений девелоперы иногда узнают от журналистов.
На следующем этапе девелоперы заключают с городом соглашения о строительстве социальной и транспортной инфраструктуры. Иногда речь идёт о ремонте какого–то из уже существующих объектов.
Интересно, что в некоторых случаях город выкупает у девелоперов построенные объекты, а в других — принимает их в дар.
Надо — значит надо
В итоге жильё в Петербурге сейчас, как правило, строится одновременно с социалкой. "Застройщики понимают, что подобная нагрузка — это неизбежность, поэтому стараются преподнести социальные учреждения как преимущества своих проектов. Даже те девелоперы, которые задумывают строительство комплексов апартаментов в формате “псевдожилья”, осознают, что им не уйти от создания объектов социальной инфраструктуры", — говорит Антон Орлов, директор отдела продаж земли и девелоперских проектов Nikoliers.
"Социальная инфраструктура сегодня является неотъемлемой частью комплекса. Здесь мы говорим о школах и детских садах в пешей доступности от дома", — рассказывает Инга Ярош, директор по коммуникациях холдинга Setl Group. Так, по её словам, в этом году будет завершено строительство жилья в двух масштабных проектах: в ЖК "Чистое небо" и ЖК "Солнечный город". "На территории комплекса “Чистое небо” уже работают пять детских садиков и одна школа, а в микрорайоне “Солнечный город” строятся восьмой садик и третья общеобразовательная школа", — рассказывает Инга Ярош.
"Сейчас жилой комплекс без развитой инфраструктуры уже сложно представить себе на современном рынке. Например, мы проектируем интересные инфраструктурные решения во всех своих жилых комплексах. Так, в “GloraX Балтийская” появится детский сад на 90 мест с бассейном. А в “GloraX Василеостровский” мы построим первую и пока единственную общеобразовательную школу на намывных территориях", — рассказывает Егор Федоров, коммерческий директор GloraX.