Петербургские банки по итогам непростого 2022 года нарастили прибыль в 2,3 раза, совокупно заработав свыше 55 млрд рублей. Это 27% от результата всего банковского сектора страны. По итогам 2021 года вклад местных банкиров в общероссийскую прибыль не превышал 1%.
Трудности, с которыми столкнулись бизнес и население после февраля 2022 года, как выясняется, практически не затронули региональную банковскую систему. Местные игроки воспользовались ситуацией и смогли кратно нарастить собственную прибыль, причём на фоне убытков крупных федеральных игроков. Для сравнения: в 2021 году вклад местных игроков в копилку общероссийской банковской прибыли, которая составила более 2,3 трлн рублей, едва превысил 1%, или 24,5 млрд рублей.
Тише воды ниже травы
В совокупных показателях всё же есть некоторая доля недосказанности: ВТБ условно можно считать петербургским банком. Впрочем, ЦБ РФ, несмотря на адрес прописки, считает его московским (на столичный регион приходится и значительная часть его налогов). Если учитывать показатели этого банка за 2021 год, то доля местных финансистов в совокупной прибыли банковского сектора составила бы уже 7% (за тот год он заработал 161 млрд рублей). Однако минувший период ВТБ завершил с убытками: согласно отчётности по РСБУ, они превысили 732 млрд рублей.
Сегодня к местным кредитным организациям фактически можно отнести 16 из 327 действующих в РФ (с учётом ВТБ). С каждым годом их число сокращается: в минувшем году регион прописки сменил Витабанк (перерегистрировался в Московской области), а в текущем году город покинули уже две кредитные организации: в марте — "Креди Агриколь", а в апреле — банк "Стрела" (бывший Севзапинвестпромбанк). Их новым местонахождением акционеры выбрали Москву.
Олег Скворцов, председатель правления Ассоциации российских банков, отмечает, что количество региональных банков (зарегистрированных не в Москве или Петербурге) на сегодня сократилось до 162 единиц, то есть примерно до половины от общего количества. "В 25 регионах РФ нет ни одного регионального банка, а в 26 — только один местный", — говорит Скворцов. Всего субъектов в стране 89, следовательно, 38 из них обходятся "иногородними" кредитными организациями. Получается, что Петербург, несмотря на последовательное сокращение банков, по совокупной влиятельности сохраняет вторую позицию по концентрации банковского капитала в стране.
Три четверти местных кредитных организаций (12 из 16) обладают универсальной лицензией (капитал — 1 млрд рублей и выше). Именно она, согласно требованиям регулятора, в том числе позволяет открывать корреспондентские счета в иностранных банках. И, как следствие, активизировать работу по валютным переводам, то есть работать на рынке, который до 2022 года был занят банками с иностранным участием и крупнейшими федеральными игроками.
Полной информации, за счёт каких операций местные банки сумели резко нарастить прибыль, нет: финансовая отчётность публикуется в сокращённом виде. По мнению экспертов (см. комментарии на стр. 5), успех достигнут в основном за счёт процентных (на фоне резкого роста ставок по кредитам) и комиссионных доходов (благодаря повышению тарифов на операции и роста их объёмов). И результаты оказались лучшими за последние 7 лет.
Банкиры категорически не комментируют собственные успехи или неудачи. У них, вероятно, сложилось мнение, что, единожды что–то публично рассказав о себе, можно навлечь неприятности, в том числе в виде санкций (первым под них ещё в марте 2014 года попал банк "Россия", затем, в феврале 2022 года, ВТБ, ещё годом позднее — "Санкт–Петербург"). С другой стороны, отказ от публичности официально разрешён уже более года и продлён как минимум до июля 2023–го: идея так понравилась, что некоторые даже обязательную финансовую отчётность не публикуют (банк "Таврический" единственный из местных не раскрыл финансовые итоги года). Другие игроки не публикуют и список своих иностранных банков–партнёров, через которые они могут осуществлять валютные переводы.