Городские меры поддержки открывают широкий спектр возможностей для развития и закрепления на внешних рынках малого и среднего бизнеса
Санкт–Петербург играет важнейшую роль в экспортной деятельности страны, занимая лидирующие позиции среди регионов. В 2022 году в России сложился тренд на уменьшение объёмов экспорта в абсолютном выражении при увеличении в стоимостном, что связано с ростом цен на товары и колебаниями валютных курсов. Изменения на мировом рынке оказали серьёзное влияние на логистику, в результате чего возросла её стоимость.
Затраты на транспортировку продукции предпринимателям будет компенсировать Санкт–Петербургский городской центр экспорта.
С конца апреля центр собирает заявки от представителей малого и среднего бизнеса, которые хотели бы получить помощь в организации транспортировки продукции, предназначенной для внешних рынков.
По предлагаемой схеме за счёт государства может быть оплачено до 80% расходов за транспортировку по территории России, что особенно важно в условиях роста затрат на логистику. Субсидии на эти цели выдавались и в 2022 году.
Востребованными оказались все 30 млн рублей, заложенные в бюджете.
Увеличить несырьевой экспорт
Растёт интерес местного бизнеса к выходу на рынки СНГ, Африки, Юго–Восточной Азии и Ближнего Востока.
Ключевыми странами — импортёрами товаров несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) из Петербурга традиционно являются Республика Беларусь, Казахстан, Китай. Именно на них в 2022 году пришлось почти 40% всего городского ННЭ.
Более 20% — на страны Ближнего Востока и Юго–Восточной Азии. Доля Африки пока что невелика — около 2,2%, но перспективы роста очевидны.
Центр поддержки экспорта помогает предприятиям города выйти на новые рынки и закрепиться на них. При его посредничестве компании получают возможность принять участие в бизнес–миссиях, оборудовать коллективный или индивидуальный стенд на зарубежных выставках, разместиться и продвигаться на международных маркетплейсах.
Вдобавок к уже упоминавшемуся софинансированию доставки товаров и транспортных расходов обеспечивается подготовка и экспертиза контракта, приведение продукции или производственных процессов в соответствие с требованиями интересующей страны.
Для тех, кто хотел бы выйти на внешний рынок, но пока не решается из–за недостатка знаний, проводится цикл бесплатных семинаров. Ближайшее мероприятие пройдёт онлайн 30 мая в 11:00 на сайте Центра поддержки экспорта Санкт–Петербурга. Расскажут про тренды электронной коммерции и выходы на международные маркетплейсы.
А в июне уже в офлайн–формате запустится Школа экспорта РЭЦ. Это образовательная программа, где можно будет пройти 11 бесплатных семинаров по различным темам внешнеэкономической деятельности.
“
"Совместно с экспортёрами сформировали товарно–страновые пары, где понимаем, какие товарные группы мы будем продвигать. В первую очередь будем исходить из их потенциала, возможностей, текущей доли в экспорте и ёмкости рынков, а также из того, каких достигнем плановых показателей. Исходя из потенциала и доли рынка, мы обозначили отрасли — драйверы экспортного роста и обозначили целевые значения для обеспечения прироста несырьевого неэнергетического экспорта к 2030 году, согласно национальным целям", — рассказывает Кирилл Соловейчик, председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт–Петербурга (КППИиТ).
Расширение географии
Политика по поддержке малого и среднего бизнеса в экспортной сфере уже даёт конкретные результаты.
В части историй успеха стоит упомянуть петербургскую компанию, которая занимается производством упаковочного оборудования и поставляет свои товары в 50 стран мира. Только за прошлый год стоимость экспортируемых товаров достигла более 200 млн рублей.
Сейчас предприятие углубляет своё присутствие на Ближнем Востоке. Благодаря мерам поддержки центра удалось принять участие в бизнес–миссиях и выставках, а свою продукцию разместить на электронных торговых площадках.
Поставщик медицинского оборудования в прошлом году на 450 млн рублей организовал поставки в 31 страну мира. Таким образом расширив свою географию Северной и Южной Америкой, СНГ, Ближним Востоком и Северной Африкой. Одному из производителей лабораторного оборудования благодаря мерам поддержки удалось на сумму 90 млн рублей отгрузить продукцию в 34 страны: СНГ, Азии, Ближнего Востока, Африки и др.
Стать экспортёром может каждый, нужно только не упустить предоставляемые возможности. Ведь события происходят постоянно. В конце мая за счёт субсидий город организует бизнес–миссию в Тегеран, куда поедут производители удобрений, медицинского оборудования, материалов из дерева и другие. Для них будет организована серия встреч с иранскими партнёрами, по результатам которой ожидается подписание нескольких контрактов. В эти же даты состоится бизнес–миссия в Марокко, а осенью — в Саудовскую Аравию и Индию.
За поддержкой в получении услуги по поиску потенциальных партнёров — покупателей за рубежом — уже обратилось большое количество петербургских предприятий. Акцент в запросах ставится на Ближний Восток, Юго–Восточную Азию и Африку. Компании ориентированы на поиски новых рынков сбыта и новых цепочек поставок.
Развитие федеральных программ
Петербургские власти дополнили федеральные меры поддержки городскими программами, где представлены образовательные площадки для экспортёров.
Поддержка бизнеса осуществляется в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Первоначальная идея принадлежит министерству экономического развития России, однако реальная эффективность работы этих центров напрямую зависит от активности и вовлечённости региональных властей. Город помогает предпринимателям в решении разных задач — от поиска идей и помощи в выборе правовой формы до регистрации бизнеса и предоставления готовых кейсов и инструкций из разных сфер.
Так же как и в любом другом регионе России, центр "Мой бизнес" действует и в Санкт–Петербурге. Он является самым востребованным институтом содействия бизнесу в городе.