Закрытие станций метро на ремонт негативно сказывается на работе окрестного бизнеса. Небольшие рестораны и магазины несут убытки, а некоторые даже закрываются. Ставки аренды при этом снижаются.
С 24 июня в Петербурге для проведения ремонтных работ в вестибюле закроется очередная станция метро — теперь это "Пионерская". С конца октября прошлого года закрыта на реконструкцию "Чернышевская", причём сроки окончания работ на сайте метрополитена не обозначены. В марте текущего года закрылась на 11 месяцев "Ладожская".
Планы метрополитена часто меняются, но пока дальнейший график закрытий выглядит следующим образом. В конце 2023–го и до 2025 года планируется закрытие "Фрунзенской". В 2024 году начнутся работы на станции метро "Удельная". В 2025–м в планах ремонт "Озерков". Ещё через год запланирован ремонт "Технологического института — 2", а в 2027–м — второго вестибюля "Площади Ленина". Все эти станции планируют закрывать на 11 месяцев.
Кроме неудобств для пассажиров и роста загруженности соседних станций метро закрытие вестибюлей на долгое время сказывается на бизнесе, который расположен в непосредственной близости. Особенно это актуально для центра города, где помещения стоят дорого, а выручка напрямую зависит от плотности покупательского трафика.
Поток уже не тот
Директор департамента корпоративных финансов ИК "ИВА Партнерс" Артём Тузов согласен, что закрытие станций наносит ощутимый ущерб работе расположенных поблизости заведений. В первую очередь тем, спрос у которых ситуативен и формируется благодаря проходящим мимо горожанам.
"Хуже всего будут себя чувствовать точки общественного питания, кофейни и закусочные. Магазины премиум–класса, возможно, и не почувствуют снижения спроса. А вот ретейл потеряет в выручке", — говорит эксперт.
Председатель комитета общественного питания субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт–Петербургского регионального отделения "Деловой России", исполнительный директор ООО "Река" (рестораны Manneken Pis, Kazan Mangal, BBQ beer restaurant и др.) Максим Жуков также отмечает, что закрытие станций метро сильно влияет на количество посетителей. Большинство объектов у станций метро открывается в расчёте именно на пассажирский трафик. Более того, ставки аренды (как и стоимость объектов недвижимости) формируются в подобных локациях именно на основании пассажиропотока станций. Но это вовсе не значит, что стоит ожидать массовых закрытий и ликвидаций.
“
"Обернуться закрытием бизнеса постановка станции на ремонт может только для объектов, которые и при работающей станции имели очень низкую или отрицательную рентабельность. Предприятие, которое имело хорошую рентабельность, предприниматель будет “тащить” до окончания ремонта станции даже в том случае, если рентабельность временно станет отрицательной", — считает Максим Жуков.
Одиночки в минусе
Необходимо учитывать, что крупный ресторанный бизнес, как правило, имеет объекты в разных локациях по всему городу, даже если некоторые из них нерентабельны. Это важно для позиционирования и рекламы бренда, а также конкурентной борьбы с другими крупными игроками. Так что основной удар от падения трафика примут на себя мелкие независимые игроки рынка.
Обитатели жилых кварталов вокруг "Чернышевской" уже замечают, что некоторые несетевые магазины и кафе закрываются. Массового характера это пока не несёт, но вывески меняются чаще, чем обычно.
"На их местах появляются предприятия с уклоном в красоту (салоны, барбершопы), а также стоматологии. Отчасти местным жителям стало легче в плане доступа к парикмахерским. Неплохо себя чувствуют сетевые магазины, ассортимент у них тоже в принципе не изменился", — поделилась наблюдениями живущая в окрестностях "Чернышевской" петербурженка Наталья.
О снижении трафика говорит и совладелец Pita’s Александр Крылов (одно из заведений сети расположено на Кирочной улице). "По нашему опыту, это примерно минус 30% от трафика, который был до закрытия “Чернышевской”", — сказал он.