Появляется всё больше признаков того, что "Еврохим" охладел к своему метанольному проекту на Северо–Западе и отдаёт приоритет производству аммиака.
Комитет градостроительной политики (КГП) Ленинградской области своим распоряжением от 29 июня 2023 года № 92 изменил проект планировки и межевания территории под трубопроводы от производственной площадки промгруппы "Фосфорит", принадлежащей АО "МХК “ЕвроХим”", до морского терминала "Портэнерго" в порту Усть–Луга.
Отменённый проект планировки территории предусматривал строительство аммиакопровода до порта Усть–Луга мощностью 1,1 млн т в год и параллельного ему трубопровода для прокачки метанола мощностью 2,9 млн т / год. Новый документ отменяет планировку под трубу для метанола, при этом проектная мощность аммиачной магистрали выросла почти вдвое — до 2,19 млн т / год.
Исполинские планы
ПГ "Фосфорит" сегодня включает в себя несколько цехов, производящих фосфорные удобрения, а также кормовые фосфаты и серную кислоту. Доля завода в общероссийском производстве фосфорных удобрений — около 10%, порядка 80% продукции уходит на экспорт.
"ЕвроХим" за несколько лет до кризиса стал активно развивать промплощадку — отсюда и потребность в новом аммиакопроводе. С июня 2019 года там действует комплекс по производству аммиака "ЕвроХим — Северо–Запад" мощностью 1 млн т в год. Инвестиции в проект составили порядка $1 млрд, основная часть продукции также предназначена для продажи за рубеж.
В 2020 году была анонсирована вторая очередь завода — "ЕвроХим — Северо–Запад–2", которая должна выпускать дополнительно 1 млн тонн аммиака и 1,4 млн тонн гранулированного карбамида ежегодно. Средства на проект ориентировочной стоимостью 105 млрд рублей согласились предоставить ВЭБ.РФ, "Сбер", структуры ВТБ, Газпромбанк и банк "Открытие".
Изначально старт производства наметили на 2023 год, однако, как рассказывал "ДП" в феврале этого года, из–за кризиса он откладывается. Генеральный подрядчик — итальянская Maire Tecnimont — в мае 2022–го остановил выполнение своих обязательств по контракту с "ЕвроХимом" из–за санкций. Степень готовности предприятия на тот момент составляла около 68%.
Метанол же планируется производить уже на следующем заводе — "ЕвроХим — Северо–Запад–3", соглашение о строительстве которого губернатор Ленобласти Александр Дрозденко и тогдашний гендиректор АО "МХК “ЕвроХим”" Владимир Рашевский подписали на ПМЭФ–2021.
Концепция изменилась
Корректировку проектов планировки можно рассматривать как признак смещения приоритетов "ЕвроХима" в регионе в сторону аммиачного проекта, считают эксперты. В апреле этого года отраслевой информационно–аналитический центр RUPEC со ссылкой на источник сообщал о заморозке строительства метанольного завода. Официального подтверждения этой информации, однако, не последовало.
С 18 июня вступило в силу отложенное ограничение, введённое ещё 8–м пакетом санкций ЕС в октябре прошлого года, и импорт метанола в Европу из России оказался полностью запрещён.
Ранее основная часть российских отгрузок метанола шла именно в сторону Европы, преимущественно в Финляндию, говорит аналитик ФГ "Финам" Алексей Калачев.
“
"Теперь производителям приходится переориентировать экспорт в другие регионы, в основном в Юго–Восточную Азию, предпочтительнее с отгрузкой через восточные и южные порты с доставкой туда грузов железнодорожным транспортом. Поэтому проект трубопровода для метанола в Усть–Лугу мог потерять актуальность. В то же время аммиак, являясь основным сырьём для производства азотных удобрений, остаётся востребованным в мире и не попал под санкционные ограничения", — разъясняет Алексей Калачев.
Не вылететь в трубу
До кризиса отечественные химические компании отгружали аммиак на экспорт в основном через терминалы в странах Балтии, напоминает независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов. После введения санкций доступ к этим мощностям исчез.
Также после февраля 2022 года прекратилась прокачка по аммиакопроводу "Тольятти — Одесса", а после его подрыва в июне этого года перспектив возобновления работы магистрали крайне мало.
"Поэтому, например, “Уралхим” сейчас экстренными темпами строит себе специализированные мощности в Тамани. “ЕвроХиму” же остаётся строить терминал для аммиака в Усть–Луге, так как спрос на него достаточно неплохой — он нужен для производства азотных и комплексных удобрений. Сейчас главное — это перевалка, поэтому и увеличивается мощность трубопровода", — полагает Леонид Хазанов.
О намерениях построить аммиачный терминал в порту Тамань ПАО "Тольяттиазот" заявляло ещё в начале 2000–х годов, но потом проект был заброшен. К нему вернулись после перехода "Тольяттиазота" под контроль АО "ОХК “Уралхим”" в прошлом году.
"Для “ЕвроХима” же Северо–Запад останется приоритетным направлением, так как здесь сконцентрированы производственные активы (завод в Кингисеппе), и перевалка через Усть–Лугу выглядит оптимальным вариантом", — полагает заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
Он добавляет, что общая ситуация с перевалкой аммиака сейчас особенно острая, а для работы с метанолом уже построены два терминала в портах Темрюк и Кавказ, которые сегодня почти не задействованы.
Собственные портовые мощности для аммиака "ЕвроХим" планирует запустить в течение 1–3 лет. По словам Сергея Кондратьева, и аммиак, и метанол относятся к опасным грузам и при проектировании одновременно двух терминалов это может негативно отразиться на их характеристиках.
В АО "МХК “ЕвроХим" на запрос "ДП" не ответили.