Цены на российскую сырую нефть ВСТО, поставляемую в Китай, выросли до семимесячного максимума. В США предвещают "долгожданное облегчение" для американских нефтяных компаний после падения цен на их товар. Ждёт ли нефтяной рынок стабилизация и как скажутся перемены на курсе рубля — в материале "ДП".
Россия 3 июля пообещала сократить добычу и экспорт нефти на 500 тыс. баррелей в сутки в августе. По данным трейдеров, производство в РФ действительно сокращается, а число китайских покупателей растёт.
Куда стремятся цены
По данным Евростата, к концу прошлого года США вышли на первое место по поставкам нефти в Евросоюз, а доля России упала с 31% до 4%. За первое полугодие 2023 года часть российской нефти в общем объёме импорта ЕС составила 3,2%, а американской — 13%.
Оценивая общую ситуацию на мировом нефтяном рынке, можно выделить несколько тенденций, предлагает доцент кафедры экономики, руководитель магистерской программы "Финансовые инструменты в экономике" РАНХиГС Санкт-Петербург Артём Голубев.
- Несмотря на действия стран в рамках ОПЕК+ по сокращению добычи нефти, добиться устойчивых более высоких цен так и не удалось.
- Заметны риски замедления роста мировой экономики на фоне квартальных результатов по экономическому росту в крупных экономиках мира (уход в отрицательную зону у ряда европейских стран, более скромный, чем прогнозировалось, рост китайской экономики). Снижение деловой активности влечёт за собой сокращение потребления энергоносителей.
- Нахождение мировых цен на уровне $70-80 за баррель и ниже (прежде всего по американскому сорту WTI) с начала года негативно влияет на изменение количества пробуренных скважин и активных буровых установок по добыче сланцевой нефти. На этом фоне можно ожидать в ближайшие месяцы сокращения добычи сланцевой нефти, однако заметное падение добычи произойдет, наверное, лишь в следующем году.
По мнению аналитика, эти тенденции, вероятно, будут удерживать нефтяные цены в прежнем диапазоне до осени. Но возможны и корректировки: если III-IV кварталы покажут оживление деловой активности в мире, то ограниченный объём предложения нефти выльется в дефицит энергоносителей. В этом случае можно ожидать заметного роста цен на нефть ближе к концу года и в течение большей части 2024 года.
Но если в III и IV кварталах текущего года будут наблюдаться рецессионные мотивы в США и ряде европейских стран, то цены на нефть могут опуститься в диапазон $60-70 и даже ниже. Тогда волна роста цен на энергоносители сместится на следующий год на фоне сокращения предложения нефти на рынке и выхода стран из рецессии.
Заклятые друзья
На мировом рынке Саудовская Аравия и США являются главными конкурентами России по объёму нефтедобычи, что обуславливает постоянную борьбу за лидерство, оказывающую влияние на ценовую политику.
Цены на нефть в 2023 году упали примерно на 13%. На министерской встрече ОПЕК+ в начале лета обсуждался уровень нефтедобычи, и было решено ограничить её с 2024 года до 40,46 млн баррелей в сутки. Саудовцы в следующем году сохранятся на уровне 10,478 млн баррелей в сутки, а Россия сократится с 2024 года до 9,828 млн.
Тем самым рынок получил сигнал, что ОПЕК+ продолжает сдерживать цены на нефть и членам ОПЕК+ это выгодно, считает доктор экономических наук, профессор РАНХиГС Санкт-Петербург Людмила Пушкарёва:
“
"Лучше добывать меньше нефти, но продавать её дороже. Можно ожидать, что цена на нефть постепенно стабилизируется и начнёт восстанавливаться. Прогноз стоимости нефти выше $80 в 2023 году возможен в летний период, когда растёт потребление энергоносителей у транспорта за счёт увеличения перевозок и авиационного сообщения. Кроме того, летом увеличивается потребление энергоносителей у сельского хозяйства".
Интерес бюджета, недобравшего миллиарды
Потолок цены на российскую нефть устранился из поля зрения западных аналитиков, теперь в центре внимания её шквальная популярность у покупателей. Согласно данным аналитической фирмы Kpler, уже в мае на долю Москвы приходилось 46% импорта нефти в Индию, что является ошеломляющим скачком по сравнению с менее чем 2% до начала 2022 года.
При этом нефть пошла вверх после того, как Россия и Саудовская Аравия сократили поставки.
Рост цен на российскую нефть вызван спешкой покупателей, которые стремятся обезопасить грузы, после того как Москва пообещала сократить экспорт, полагает Reuters. Зарубежные трейдеры отмечают высокие ставки со стороны индийских покупателей, что тоже способствует росту цен для Китая.
И одновременно ждут, что подорожание ВСТО вскоре замедлится, поскольку она станет менее экономичной, чем другая санкционная нефть, а именно иранская, которая в последние месяцы торгуется со скидкой около $12 за баррель по отношению к ICE Brent в Китае.
Для сравнения: российская light sweet, загруженная в тихоокеанском порту Козьмино с поставкой в августе в Китай, торговалась со скидкой в размере $4 за баррель по отношению к фьючерсам ICE на Brent на условиях поставки с судна (DES), что значительно выше скидки в 6% на июльские грузы.
Российская марка ВСТО сильно дороже основного российского сорта Urals, идущего на экспорт благодаря значительно меньшей скидке (к началу лета $6 против примерно $20) относительно североморской марки Brent. Дисконт на российские сорта продолжает сокращаться, особенно на ВСТО (скидка с поставкой в августе сократилась до $4).
Это неоднозначная ситуация, полагает Артём Голубев. С одной стороны, она позитивна для российских экспортёров и бюджета страны. С другой — снижение скидки и рост цены приобретения прежде всего для китайских нефтеперерабатывающих заводов делает российскую нефть всё менее конкурентоспособной по цене по сравнению с той же иранской.
"Более лёгкие (а значит более качественные по составу) иранские сорта нефти торгуются со скидкой около $12 к марке Brent и при прочих равных являются более привлекательной альтернативой российским поставкам", — говорит аналитик.
Пока что доход федерального бюджета составил почти 5,7 трлн рублей, а расход — 8 трлн в I квартале текущего года, такие цифры приводятся в оперативном докладе Счётной палаты. Нефтегазовые поступления упали почти вдвое, одной из причин названо падение цены на нефть Urals.
Как поможет нефть курсу рубля
Тем временем рубль вошёл в пике, упав в первую неделю июля до минимумов марта-2022. Подобная динамика несёт в себе инфляционные риски, согласилась глава Центробанка Эльвира Набиуллина, также отметив опасность искусственной поддержки курса. Такая мера чревата глубокой девальвацией, подчеркнула она.
По словам главы ЦБ, волатильный курс меняется под влиянием внешней торговли, но он же позволяет экономике абсорбировать внешние шоки.
Дефицит бюджета на фоне сокращения нефтегазовых доходов в значительной мере покрывается за счёт девальвации рубля, говорит Артём Голубев:
“
"Считается, что ослабление рубля к доллару на каждый 1 рубль в течение года может давать дополнительных платежей в бюджет до 150 млрд рублей в год. Если в среднем по году курс доллара к рублю вырастет на 10 рублей, то и дополнительных нефтяных доходов может оказаться на 1,5 трлн выше. Но слишком сильное падение национальной валюты невыгодно российской экономике. После достижения 93-95 рублей за доллар, вероятнее всего, тенденция изменится в обратную сторону и курс стабилизируется до конца года в диапазоне 80-85 рублей за доллар".
Когда рубль снижается, экспортёры платят больше в рублёвом эквиваленте, а бюджет формируется в рублях, поэтому бюджету выгодно падение рубля: может сократиться его дефицит, объясняет Людмила Пушкарёва. Кому невыгоден дешёвый рубль — это импортёрам (зарубежный импорт дорожает) и населению (инфляционный фон повышается).
“
"В дальнейшем экспорт продолжит снижаться, хоть и не так сильно, как раньше, импорт остаётся на прежнем уровне, проседание рубля сохраняется, но ЦБ может повлиять на скорость падения", — полагает профессор Пушкарёва.
За первое полугодие 2023 года, исходя из данных Минфина, федеральный бюджет недобрал 554 млрд руб. базовых нефтегазовых доходов, минимально необходимых правительству для обеспечения расходов. К этой сумме привязано и бюджетное правило — при недоборе "базы" Минфин должен продавать валюту, при превышении — покупать её в резервы с рынка.
По прогнозу профессора, бюджет РФ может восполнить упавшие нефтегазовые поступления за счёт начавшегося в июне ослабления рубля и изменения политики относительно налогообложения ресурсодобывающих компаний.