Российская сериальная индустрия демонстрирует не только количественный рост, но и видимые качественные перемены.
В последние 3 года новые сюжеты и герои в отечественных сериалах появляются с завидной и стабильной регулярностью, сценаристы и режиссёры отыскивают новые темы, способные "зацепить" зрителей. Целый ряд заметных проектов, вышедших прежде всего на стримингах в первом полугодии 2023–го, только подтвердил — сбавлять темп никто не намерен.
Помогла пандемия
В 2020 году, во время пандемии, в российской сериальной индустрии наконец случился прорыв. Онлайн–платформы и телеканалы оказались в чрезвычайно выигрышном положении и не упустили свой шанс. С короткими паузами вышли "Чики", "257 причин, чтобы жить", "Псих", "Мир! Дружба! Жвачка!", "Последний министр", "Колл–центр", "Перевал Дятлова", "Закрытый сезон". Это современные сюжеты, рассказанные современным языком: история про взросление в 1990–е, смешная и изобретательная сатира, триллер о людях, оказавшихся в замкнутом пространстве, ретродетектив. Эти (но не только) сериалы вызывали полярную реакцию и ожесточённые дискуссии, но стало понятно: отечественные сериалы стали разнообразнее, интереснее, острее в высказываниях, на малых экранах появились герои, которых прежде если и показывали, то всё больше через призму комедии и никак не драмы. Главный же итог звучал так: российские сериалы наконец стали конкурентоспособными и могут предложить родному зрителю продукт, по качеству едва ли уступающий американскому, европейскому, азиатскому. Всего же телеаудитория могла выбирать из 152 названий.
В следующем году количество оригинальных проектов выросло до 229, причём почти половина вышла на стриминговых площадках (в 2020–м — около трети). И снова хит за хитом — "Вампиры средней полосы", "Пингвины моей мамы", "Контейнер" (про суррогатное материнство), Happy End (о вебкам–индустрии), "Большая секунда", "Немцы", "Вертинский" и множество других.
В 2022 году произошёл небольшой количественный спад — вышло 215 проектов. В число наиболее обсуждаемых с разной степенью продуктивности попали "Монастырь", "Нулевой пациент" (о первой крупной вспышке ВИЧ в СССР в 1988 году), "Алиса не может ждать", "Карамора" (редчайший жанр для наших широт — альтернативная история, да ещё и с мистической составляющей), "Почка", "Капельник".
В 2023 году сдавать позиции ни стриминги, ни телеканалы явно не собирались. И в первом полугодии показали целый ряд сериалов, которые почти наверняка окажутся в списках лучших по итогам года. Это фантазийный байопик "Король и Шут", "Сансара" (история о кредитном менеджере, попавшем в петлю времени), "Фишер" (история расследования преступлений реального маньяка Сергея Головкина), "Плейлист волонтёра" (экранизация документальной книги о волонтёрах "Лизы Алерт"), "Балет" (интриги, скандалы, козни в одном из самых красивых видов искусства в главном театре страны).
Снимите ещё один сезон
Одним из показателей популярности и востребованности определённых тем и сюжетов у аудитории становится продление того или иного сериала на следующий сезон, а лучше на несколько. До сих пор это было слабой стороной российских сериалов: на старте картина собирает восторженные отзывы критиков и зрителей, получает высокие рейтинги, а к финалу или в новом сезоне история "теряет дыхание" и всё сворачивается, так сказать, на полуслове.
Однако отечественные сценаристы и режиссёры учатся быстро, и вот уже семейная сага о вампирах с Юрием Стояновым в роли главы одного из кланов получает продолжение сперва на второй, а затем и на третий сезон. История о приключениях беспринципной и циничной сотрудницы пожарной службы (Любовь Аксёнова), которой поставили смертельный диагноз и она пускается на поиски новой почки, обошла многих конкурентов и была названа одной из лучших в прошлом году. А в этом вышел второй сезон: одиссея антагонистки не закончилась, но человеческого в ней появилось больше.
Чёрная комедия "И снова здравствуйте!" с Андреем Мерзликиным, играющим незадачливого решалу, тоже так понравилась зрителям, что новая серия его злоключений не заставила себя ждать.
Несмотря на то что окружающая реальность регулярно превосходит любые, даже самые отчаянные фантазии, весьма востребованным оказался жанр фолк–хоррора, в котором снята, например, "Территория" — история про 19–летнего Егора (Глеб Калюжный) и его дядю–патологоанатома (вездесущий Андрей Мерзликин), отправившихся на поиски Егоровых родителей, которые бесследно сгинули во время экспедиции по Пермскому краю.
С другой стороны в этот жанр зашли авторы "Пищеблока", в чьей основе роман Алексея Иванова о советском пионерском детстве и вампирах, с которыми вступает в схватку самый слабый герой. Продолжение стартовало в начале июля, и зрительская реакция говорит о том, что, вероятно, стоит ожидать и третью часть.
Жить стало веселее?
Жанр комедии оказался несколько потеснён триллерами, детективами, психологическими драмами, хоррорами, но позиций своих сдавать не собирается, демонстрируя удивительную гибкость и способность переплавлять драматические истории в гомерически смешные, при этом не уходящие в чистую развлекательность и сохраняющие остроту заявленных тем. Героиня Светланы Ходченковой в "Я “любила” мужа" нечаянно убивает супруга–изменщика, прячет тело и, пытаясь скрыть преступление, заводит роман с героем Александра Яценко — следователем, которому поручено разыскать пропавшего.
Героини "Бэби–тура" (сценарист Василий Сигарев) живут в конце нулевых в маленьком городке, и у каждой гора проблем. Самая бойкая предлагает решить всё радикально — получить американское гражданство, родив ребёнка на территории страны. Мечты о забугорной жизни кажутся всё реальнее, но что–то начинает идти не так.
В "Кафе “Куба”" две жены одного мужа — бывшая (Марина Федункив) и нынешняя (Мария Смольникова) — одномоментно превращаются во вдов и принимаются делить невеликое наследство — точку общепита, попутно пытаясь вести бизнес и выпутываясь из создавшихся проблем.
В "Против всех" герой Николая Добрынина противостоит алчным застройщикам, желающим снести его маленький домик, чтобы на этом месте вознеслись башни из стекла и бетона.
В "Стриме" старшеклассник Жора (Денис Власенко), живущий в провинциальном городе, преображается на глазах благодаря шлему со встроенной камерой, с помощью которой он выдаёт в прямой эфир всё, что попадает в объектив. Вместе с героем чудесным образом меняется всё и все вокруг. А в "Тайне пропавшей деревни" столичная журналистка (Мария Горбань) с замашками крепостной барыни едет, как несложно догадаться, в деревню Нижние Броды, чтобы расследовать таинственное исчезновение жителей деревни Верхние Броды.
Проходивший в июне первый российский смотр отечественных сериалов — фестиваль "Пилот" (уже пятый по счёту) — подтвердил, что онлайн–платформы настроены более чем серьёзно и намерены только расширять свои предложения до тех пор, пока это будет возможно. Несложно предположить, что рано или поздно начнётся сближение стримингов и телевидения, которое наверняка окажется полезным для всех. Остаётся лишь дождаться этого момента и посмотреть на результат.