Финансовые преступления часто носят международный характер, бороться с ними в рамках одной страны неэффективно. Россия ищет пути сотрудничества в этой в сфере.
В ходе дискуссии "Международное сотрудничество в сфере финансовой безопасности", состоявшейся на форуме "Россия — Африка", её участники обсудили одно из направлений такого сотрудничества — кооперацию с африканскими странами. Последние поделились накопившимся у них опытом в борьбе с финансовыми преступлениями и выслушали российских коллег.
Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF) приостановила членство России 24 февраля 2023 года. Так что это направление международного взаимодействия для российских борцов с преступностью закрыто.
Политика подыгрывает мошенникам
"Мы видим, что преступники используют информационные и финансовые технологии, социальную инженерию, привлечение средств граждан в разного рода финансовые пирамиды и фишинговые сайты, которые ставят под угрозу средства граждан, — заявил вице–спикер Совета Федерации Николай Журавлёв. — Для отмывания денег используется также криптовалюта. В результате появляются серьёзные угрозы финансовой безопасности, которые требуют коллективных усилий на международном уровне".
Однако многие страны в прошлом году стали отказываться помогать России в борьбе с мошенниками, посетовал замруководителя Росфинмониторинга Герман Негляд.
"Политизация международного сотрудничества очень вредит международной финансовой безопасности в целом, — заявил он. — Например, в прошлом году ряд стран, кстати страны Африки к ним не относятся, перешёл к тактике игнорирования наших запросов, хотя эти запросы касаются преступников, которые в этих странах проживают, часть из них совершают преступления на территории этих стран, против населения этих стран".
Сейчас у России и африканских государств есть отличная возможность продемонстрировать пример неполитизированного, профессионального диалога и сотрудничества, когда политическая повестка не ставится выше вопросов безопасности, считает Негляд. По его словам, в России значительную долю преступлений составляют мошенничества с применением электронных средств платежа — банковских карт, электронных кошельков. "82% россиян владеют банковскими картами, и треть из них сталкивалась со случаями мошенничества. В качестве примера могу привести случай использования в этих неблаговидных целях имени нашего ведомства. Писали, звонили от Росфинмониторинга. Сообщали гражданину, что его средства заморожены и нужно заплатить налог на легализацию, для этого следует сообщить банковские данные или внести депозит. Кое–кто поддавался на обманные уловки", — отметил представитель российской финразведки.
Часто, по словам чиновника, преступники находятся в других странах. Много телефонных мошенничеств совершается с территории прибалтийских стран и Украины, что объясняется знанием языка, российских обычаев и культуры. "В этой связи мы активно обмениваемся информацией более чем с 70 странами, из них около десяти — это страны Африканского континента, — констатировал он. — В прошлом году Росфинмониторинг провёл более 900 международных финансовых расследований, в ряде которых участвовали пять, десять и более государств. Связаны они были в основном с выводом преступных средств через криптовалютные биржи и хищением денег из банков трансграничными преступными группами. В России, одной из немногих стран, имеется собственный программный продукт анализа криптовалютных транзакций “прозрачный блокчейн”. Он позволяет анализировать операции с рядом криптовалют. Мы активно применяем его в своей деятельности. Уже имеется ряд уголовных дел, доведённых до суда, где в качестве доказательной базы использовались результаты труда этого продукта. И мы на самом деле готовы делиться такими инструментами с партнёрами из дружественных стран".
Платформа навынос
Есть что предложить коллегам, защищающим свои страны от финансовых преступлений, и Центробанку РФ. Илья Ясинский, директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России, рассказал о ноу–хау в этой области — платформе "Знай своего клиента".
По его словам, под надзором регулятора сейчас находятся 16 видов финансовых институтов общим числом более 6,5 тыс. При этом все они являются субъектами исполнения закона о противодействии легализации преступных доходов. Стоимость активов поднадзорных Банку России организаций приближается к 100% ВВП. "Понятно, что выполнять надзорный функционал в отношении каждого из такого огромного количества субъектов невозможно теми ресурсами, которыми располагает надзорный орган, даже если он не стеснён никакими организационными и финансовыми ограничениями, — отметил он. — Поэтому, естественно, работа Банка России строится на рискориентированном подходе. В первую очередь мы уделяем внимание тем секторам, где в наибольшей степени сконцентрированы риски проведения операций, которые могут быть связаны с отмыванием денег и финансированием терроризма. Банк России имеет возможность в режиме реального времени оценивать большую часть поднадзорных субъектов с точки зрения их вовлечённости в подозрительные операции. От года к году мы видим существенное снижение объёма сомнительных операций, которые проходят через российские финансовые институты".
Представитель ЦБ РФ рассказал, что на определённом этапе регулятор натолкнулся на стену, когда с использованием имеющегося инструментария уже дальше было весьма проблематично снижать объёмы сомнительных операций. "Пришло понимание того, что Банк России может поделиться имеющейся у него информацией о том, как он оценивает поднадзорный институт с точки зрения риска ПОД/ФТ (противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. — Ред.) сквозь призму того, каких клиентов такой финансовый институт, в первую очередь кредитная организация, обслуживает, — поделился воспоминанием он. — Банк России традиционно проводил работу по ранжированию клиентов кредитных организаций по уровням риска. Другое дело, что до определённого момента мы не имели возможности делиться такой информацией в режиме реального времени. Скачок цифровых технологий, который произошёл несколько лет тому назад, позволил нам подойти к решению очень специфической проблемы. А именно — оперативного доведения до кредитной организации уровня риска всех клиентов, которых она обслуживает".
Ясинский объяснил, что решение ЦБ РФ делиться с банками информацией об уровне риска клиентов позволило сократить их издержки на поддержание эффективности системы ПОД/ФТ. "Потому что ни для кого не секрет: банки начинают перестраховываться, — добавил он. — Если какая–то операция подпадает под какой–то критерий подозрительности, но при этом таковой не является, всё равно банк начинает с таким клиентом плотно взаимодействовать, а это уже в свою очередь приводит к очень серьёзным издержкам добросовестного бизнеса. Поэтому мы запустили платформу, которая в режиме реального времени ранжирует по трём группам риска всех зарегистрированных юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Низкий уровень риска — зелёная зона, средний — жёлтая, и красная — повышенный риск. Смысл в том, чтобы максимально облегчить жизнь добросовестным клиентам, которые попадают в зелёную зону, и создать так называемую экосреду зелёных клиентов, попав в которую они бы испытывали наименьший прессинг со стороны кредитных организаций с точки зрения комплаенс–процедур. Как нам представляется, мы этой цели достигли. Это в том числе подтверждается тем, что банки на 40% уменьшили количество отказов в выполнении распоряжений клиентов о проведении операций".
Кроме того, наличие сведений об уровне риска клиентов позволяет банкам сконцентрировать внимание на тех, кто относится к красной группе, подчеркнул представитель ЦБ РФ. Это юрлица и ИП, которые не ведут реальной деятельности, а специально создаются для того, чтобы проводить подозрительные операции. Таких, по данным платформы ЗСК, немногим более 1,5% от общего количества.
"Мы готовы делиться технологией и принципами платформы ЗСК со всеми желающими", — заверил Илья Ясинский.