Все флаги в гости: как петербургские гостиницы хотели отдать фанатам хоккея

Автор фото: "ДП"

"ДП" в рамках проекта "Деловой бестселлер" (придуман и реализуется в сотрудничестве с лидером строительного рынка "Группой ЛСР", которая, как и "ДП", была основана 30 лет назад) продолжает знакомить читателей с событиями в экономической жизни города, которые освещались на страницах издания с 1993 года.

Петербург в 2023 году должен был принять хоккейный чемпионат мира на новом стадионе, но Международная федерация хоккея лишила Россию этого права. Организаторы объяснили своё решение заботой о безопасности "всех участников, официальных лиц, средств массовой информации и болельщиков". Впрочем, 23 года назад у Северной столицы уже был опыт проведения такого престижного соревнования. Примечательно, что специально к турниру тогда был построен новый Ледовый дворец в Невском районе. Спокойно подготовиться к приёму ЧМ петербургскому бизнесу не получилось — споры возникли вокруг временных правил размещения участников чемпионата и болельщиков в городских гостиницах. Именно об этом шла речь в номере "Делового Петербурга" 619 от 6 сентября 1999 года.
Из этой статьи вы узнаете, что:
  • Власти Петербурга хотели, чтобы гостиницы зарезервировали 65% мест под хоккейных фанатов
  • Многие туроператоры заранее скупали в отелях все места на время ЧМ, а потом перепродавали их по более дорогой цене
  • Чтобы стать официальным туроператором чемпионата, компания должна была заплатить 20 тыс. рублей региональной дирекции "Хоккей-2000"
  • Одним из первых сотрудничать со Смольным согласилось финское агентство RTT
  • Гостей чемпионата-2000 планировалось разместить в 30 гостиницах города
  • По прогнозам чиновников, посетить Петербург во время ЧМ могли до 20 тыс. иностранцев
Автор материала — Валерий Грибанов (сейчас продолжает работать в петербургской журналистике).

Гостиницы получили квоту

Администрация Петербурга пытается взять под контроль продажу гостиничных мест во время проведения чемпионата мира по хоккею 2000 года.
Гостиницам рекомендовано резервировать до 65% мест для продажи их лишь официально признанными туроператорами чемпионата.
Такие рекомендации даны гостиницам в разосланных "Временных правилах размещения организаций и частных лиц в гостиницах Петербурга в период проведения чемпионата мира по хоккею с 27.04.2000 по 15.05.2000". Автором документа стал комитет по внешним связям администрации Петербурга (КВС) совместно с региональной дирекцией "Хоккей-2000". В документе говорится, что преимущественное право бронирования мест в гостиницах предоставляется туристическим компаниям-операторам билетной программы соревнований. С каждым из них гостиницам предписано заключить договоры, согласно которым аккредитованным туроператорам соревнований гостиницы должны выделить не менее 65% мест; свободно распоряжаться гостиницы могут лишь оставшимися 35%.
Документ составлен в достаточно категоричной форме, однако реально заставить гостиницы (особенно те, в которых у города нет акций) исполнять эти временные правила будет сложно. Другое дело, что гостиниц, в которых город не имеет никаких долей, в Петербурге ещё очень мало. "Мы пошли на разработку таких правил потому, что уже сейчас пришлые туроператоры (например, из Москвы) скупают в гостиницах на период соревнований все места. Так недавно произошло с гостиницей "Киевская". Потом, когда перед самым чемпионатом мест уже нигде не будет, эти туроператоры перепродадут места по более дорогой цене, — рассказывает главный специалист КВС Виктор Овсянников. — Для того чтобы поддержать наших туроператоров, мы и ввели эти правила. Заставить частные гостиницы мы не можем: это рекомендация; но мы рассчитываем на патриотизм руководителей наших отелей".
"В этих правилах гостиницы заинтересованы едва ли не больше администрации города, — считает начальник управления развития объектов размещения и услуг КВС Тамара Гаврилова. — Они хотят иметь ясное представление о том, какова потребность города в гостиничных местах, и ни у кого из 20 руководителей гостиниц, с которыми мы консультировались, отторжения документ не вызвал".

За хоккейный пирог надо платить

Для того чтобы стать официальным туроператором чемпионата, компания должна заплатить региональной дирекции "Хоккей-2000" 20 тыс. рублей, которые направляются на организацию проведения соревнований. После этого турфирма получает право продавать билеты на матчи в пакете с другими услугами (в розницу предполагается продавать лишь малую часть билетов, остальные будут продаваться с "нагрузкой" — экскурсионной программой, продажей мест в гостинице, питанием и т.п.).
По словам директора региональной дирекции "Хоккей-2000" Владимира Меламеда, сейчас уже три фирмы — "Окдайл", "Мономакс" и финляндская RTT перевели деньги и являются официально уполномоченными компаниями, ещё с пятью фирмами договор подписан и, как только деньги будут перечислены, ими тут же будет получен этот статус. "А вообще, у нас лежат заявки от 22 компаний, и это не предел", — говорит Владимир Меламед.
Официальными туроператорами, по прогнозам, станут в основном крупные туристические компании, специализирующиеся на приёме туристов и приближённые к городской администрации. Однако и у них правила вызывают недоумение.
"Мы будем принимать участие в организации размещения гостей соревнований, — говорит генеральный директор ООО "Космос" Владимир Кожевников, — и поэтому нам такие квоты, в принципе, удобны. Но для других компаний, не участвующих в приёме спортивных туристов, они создают проблемы. Бронированием мест в гостиницах мы уже занялись, но, когда подходит время платить, мы, как правило, бронь снимаем — пока нет определённости с ценами на билеты, поэтому первый договор с иностранными туроператорами мы планируем заключить в сентябре".

Туроператоры страдают от неопределённости

Опрошенные туроператоры и руководители гостиниц пока не очень уверенно ориентируются в вопросах, связанных с чемпионатом мира по хоккею.
"Временные правила размещения туристов" большинство специалистов не могут прокомментировать — чаще всего из-за того, что они их попросту не видели. Впрочем, туроператоры и руководители гостиниц плохо осведомлены вообще о программе чемпионата мира.
"Мы не занимались чемпионатом, — говорит менеджер отдела приёма ЗАО "Прима" Анна Колчанова. — Будут заявки — будем думать. Но спортивные мероприятия — это особый рынок, его надо знать. Что касается временных правил, то я думаю так: гостиницы — это коммерческие предприятия, кто им раньше заплатит деньги, тот и получит номера".
"Определённости с подготовкой к чемпионату нет, — говорит генеральный директор одной из фирм, — ведь не известна ни окончательная цена билетов, ни то, сколько их будут выдавать на фирму, ни сколько будет стоить номер в отеле во время чемпионата, а потому платить 20 тысяч рублей я пока не рискую".
Генеральный директор ещё одной компании сообщила, что её агентство планирует принимать участие в приёме гостей чемпионата: "Но мы не будем аккредитовываться и бронировать места — просто ближе к соревнованиям мы перекупим и билеты, и места".
Представители гостиниц (речь идёт о гостиницах среднего уровня) демонстрировали ещё меньшую ориентированность в вопросах чемпионата и чаще всего просто отказывались говорить на эту тему.
Наталья Плужникова, начальник отдела приёма и обслуживания гостиницы "Десон-Ладога", так прокомментировала временные правила: "Речь здесь, вероятно, идёт о гостиницах, где город имеет свои акции, а мы — частная гостиница. Принцип здесь один — кто успел, тот не опоздал; ждать каких-то конкретных операторов никто не будет. Мы уже заключили с некоторыми компаниями договор на размещение гостей чемпионата — на этот период мест почти не осталось".
Татьяна Азаренко, заместитель директора гостиницы "Ижора", сообщила, что они готовы работать по временным правилам: "Правила есть правила, главное — чтобы договор был заключен и всё было в рамках закона, чтобы и у тех, кто бронирует места, были перед нами определённые обязательства".
По словам заместителя начальника отдела маркетинга региональной дирекции "Хоккей-2000" Юрия Федорова, определённо сказать, сколько билетов придётся на каждого туроператора, можно будет не раньше октября 1999 года.
Гостей чемпионата-2000 планируется разместить примерно в 30 гостиницах города — в них может разместиться сразу около 16 тыс. приезжих. По разным оценкам, во время соревнований Петербург посетят от 6 до 20 тыс. иностранцев. В "Прибалтийской" будут размещены команды, которые примут участие в матчах, в "Пулковской" — судейство и тренерский состав, в "Астории" — исполком Международной федерации хоккея, в "Санкт-Петербурге" — журналисты, в "Европе" и "Невском Паласе" — VIP-гости. Часть участников разместится в "Москве", "Карелии" и "Руси". В остальных гостиницах будут проживать зрители.
Историческая справка:
Прошедший в Петербурге ЧМ-2000 оказался крайне неудачным для российских хоккеистов. Сборная под руководством Александра Якушева заняла на домашнем турнире только 11 место. Это выступление было признано худшим за всю новейшую историю России. Чемпионом мира стала сборная Чехии, обыграв в финале сборную Словакии со счётом 5:3.
ЧМ-2023 вместо Петербурга прошёл в финском Тампере и латвийской столице Риге.Чемпионом мира в 28-й раз стала сборная Канады.