Подготовку кадров для туротрасли переформатируют

Автор фото: Ермохин Сергей
Туристы на Заячем острове.

Кадровый голод в туризме хотят утолить при помощи сотрудничества работодателей с колледжами. Продвинутые турфирмы уже давно делают это сами.

Глава правительства РФ Михаил Мишустин дал ряд поручений, касающихся развития туристического рынка. В частности, внимание премьер уделил развитию кадрового потенциала и поручил Минпросвещения, Минобрнауки и Минэкономразвития совместно с регионами проработать вопрос реализации программ среднего профессионального и высшего образования в сфере туризма на базе образовательных кластеров в рамках федерального проекта "Профессионалитет".

Ставка на кластеры

Ведомствам необходимо учитывать предложения работодателей, реализующих туристические инвестпроекты. "Знаю о том, что очень многие девелоперы и те, кто запускает бизнес, испытывают недостаток в кадрах, хотя для этого в стране есть все возможности, начиная от профессионального образования и профориентации школьников до программы “Профессионалитет”, вузов и подготовки кадров", — цитируют слова Мишустина на сайте правительства.
Федеральный проект "Профессионалитет" — это одна из инициатив социально–экономического развития до 2030 года, предусматривающая создание образовательно–производственных центров (кластеров). Такие центры представляют собой объединение колледжей и организаций реального сектора экономики. В кластере выделяется колледж, в котором при участии опорного работодателя формируются новая управленческая структура, педагогический состав, содержание и состав образовательных программ, создаются учебно–производственные комплексы.
Согласно перечню образовательно–производственных центров на 2023 год, в Петербурге в проекте участвуют три учебных заведения, готовящих выпускников для сфер машиностроения и лёгкой промышленности.

С первого курса

По мнению участников рынка, необходимо в целом пересмотреть подход к подготовке работников отрасли.
"На мой взгляд, основная задача в том, чтобы вектор образования смещался от теории к практике. Стажировки на предприятиях у студентов должны начинаться с первого курса и быть продолжительными, не менее месяца. Сейчас вузы выводят студентов на практику только с третьего курса, а это поздно. К концу обучения часто студент оказывается уже трудоустроенным не по специальности. Это проблема, поскольку за последние 3 года отрасль и так потеряла большое количество специалистов, они ушли в другие отрасли", — поделился с "ДП" сооснователь и руководитель туроператора "Невские сезоны" Кирилл Соколов.
Он добавил, что в его компании стараются работать с учебными заведениями в индивидуальном формате, привлекать студентов и учащихся колледжей на стажировки с первого курса. "Для работодателя обучение студента — трудоёмкий, дорогостоящий и энергозатратный процесс. Но мы не видим других вариантов, кроме привлечения молодёжи", — отметил он.
В компании "СканТур" рассказали, что посещают университеты Карелии с лекциями для студентов, стараясь тем самым разбавить теоретический материал реальными кейсами и мотивировать студентов к работе. В республике жалуются, что образовательные программы по большей части или устарели, или построены исключительно на основах сервиса для туристов. К тому же вузы практически не работают с привлекательностью профессии.
Сильные специалисты из смежных отраслей не приходят в туризм по простой причине — не считают эту сферу перспективной для карьерного роста. Это касается и IT–специалистов — продакт–менеджеров, разработчиков и других, отмечает генеральный директор "СканТур" Роман Цветков.
"Важно понимать, что мы говорим не о traveltech–стартапах, а об уровне таких аттракторов в туризме, как туроператор / турагент, объект показа, места размещения. Кроме того, есть трудности с наймом топ–менеджмента в отрасли. Очень редко можно встретить подкованного специалиста с отличными навыками управления командами, проектами", — указывает он.