Петербургские зодчие скептически отнеслись к планам по разработке российской архитектурной доктрины.
На днях член президиума Союза архитекторов России Алексей Комов заявил РИА Новости, что организация приступила к разработке "архитектурной доктрины, которая будет сочетать в себе глубину традиций и современные архитектурные технологии". Агентство пояснило, что речь идёт о создании нового архитектурного стиля.
Комов занимает должность заместителя городского головы — главного архитектора города Калуги, а также курирует организуемый союзом Международный архитектурный фестиваль "Зодчество", который должен пройти в Москве этой осенью. "Время ставит перед отечественными зодчими вопрос ответственности за будущее российской архитектуры, без которой не может быть самой России", — пишет в манифесте фестиваля его куратор. И добавляет, что "настала пора выйти из тени бездумных заимствований". Алексей Комов оказался недоступен для комментариев, но корреспонденту "ДП" удалось собрать мнения петебургских архитекторов о выдвинутой инициативе.
Сквозь топот
Руководитель мастерской "А. Лен" Сергей Орешкин в разговоре с "ДП" оценил идею следующим образом: "Посидеть подумать и вычленить те элементы, которые могли бы при определённом сочетании создать новый стиль, — это вещь довольно благородная. Формально мы этим занимаемся постоянно, но, конечно, не на таком глобальном уровне". Пока предпосылок к рождению нового стиля зодчий не видит, но потребность в нём есть.
"За последние примерно 70 лет в архитектуре не выработали “инфографики” на фасаде — той, которая была в эклектике, в модерне, в классицизме. Того родного для людей, той детали, что позволяет считывать с фасада какую–то информацию", — говорит Орешкин.
Узнаваемого современного декорирования фасада так и не появилось. Как не появилась и архитектора, способная его создать (не удалось это даже Захе Хадид и Калатраве).
Складывается впечатление, что "в архитектурном цеху кто–то громко затопал ногами", поделился впечатлением с "ДП" руководитель мастерской "Студия 17" Святослав Гайкович. "Стиля нам сейчас очень не хватает. Стиля особенно “не хватает” в тех 40% жилищ в стране, где нет ватерклозета и горячей воды", — заметил зодчий. Он отмечает, что стиль может появиться только как оценка практики мастеров за определённый период.
"Благими намерениями создать новую “архитектурную доктрину” автор идеи “саморепрезентации” невольно унижает современных ему зодчих, которые не покладая рук ищут, а иногда и находят самородки новой российской, а одновременно и мировой архитектуры. Эти частицы новой архитектуры и должны сложиться постфактум в манифест, глобальную доктрину, новые традиции и что–то там ещё, пока неведомое, что следующее поколение назовёт новым стилем", — добавил зодчий.
“
"Мне понятно желание в сегодняшней ситуации каким–то образом заявить о себе, определить или даже застолбить за собой конкретное место. Думаю, что в этом случае стоит говорить о национальном архитектурном своеобразии. Но тут надо опираться на практику, а не на доктрину", — прокомментировал "ДП" руководитель мастерской "Студия 44" Никита Явейн.
По его словам, контекст формируется реальной деятельностью, а не декларациями, от которых на самом деле мало что зависит.
"Для нас манифестами, формирующими архитектурную идентичность, являются наши проекты и постройки. Текст даже самой красивой декларации в отрыве от конкретных зданий и проектов, в нашем понимании, не может служить архитектурным манифестом", — говорит Явейн. Он приводит в пример музейный комплекс "Центр промышленного прогресса" в Выксе под Нижним Новгородом, который, по его оценке, "сам по себе манифест, символ российской металлургии, выражающий глубинную суть металла как такового". Также Явейн выделяет депозитарий "Небесное Кенозерье" в Архангельской области.
"За счёт целого ряда элементов, в том числе шатровых крыш, деревянных наружных стен, отсылающих к традиционному срубу, а также размещения в этом фондохранилище так называемых “небес”, характерных для северных храмов потолочных перекрытий, которые расписывались библейскими сюжетами и устанавливались на специальных тябловых каркасах, нам удалось раскрыть и, если угодно, “манифестировать” русскую идентичность. В этом конкретном случае — идентичность архитектуры Русского Севера", — говорит Явейн.
Стандарты и цитаты
Если говорить о поиске самобытного национального пути в архитектуре, то в ряде случаев вопрос ограничивается чисто декоративными мотивами и цитатами, как, например, в современной архитектуре исламских государств, отмечает главный архитектор института "Горпроект" Филипп Никандров.
"На деле за всеми этими чисто косметическими орнаментами и паттернами (обычно в роли солнцезащиты) закамуфлирована международная архитектура, продиктованная современными строительными технологиями, стандартами, нормативами, требованиями международных операторов и страховщиков", — утверждает он.
По его словам, современная архитектура даже такой консервативной страны, как Иран, поражает своим качеством, изобретательностью и при этом никак не отрывается от последних международных трендов. То же самое наблюдается и в Китае. Русская и российская архитектура на протяжении тысячелетия исторически формировалась в русле европейской культурной традиции и никогда не была стопроцентно самобытной и замкнутой в себе. Причём с каждым новым веком процессы интеграции в европейскую культуру только усиливались вместе с интенциями власти преодолеть технологическое и культурное отставание с соответствующими программными манифестами ("Москва как Третий Рим" и др.).
"У нас в России вся архитектура, увы, заимствованная в той или иной степени. Может быть, за исключением того, что было в домонгольской архитектуре. Но мы её практически не знаем — осталось всего несколько церквей", — соглашается руководитель Studio–MISHIN Сергей Мишин. По его мнению, никто не может создать свой стиль — стиль создаётся человечеством и эпохой. Тем более это невозможно в отдельно взятой стране — в этом можно увидеть лишь стремление к изоляции.
Время покажет
Всё происходит естественным путём, новый стиль нельзя придумать, говорит руководитель собственной мастерской, вице–президент Санкт–Петербургского союза архитекторов Михаил Мамошин. По его мнению, сегодня в воздухе витает запрос на традиционность, на обращение к фигуративной архитектуре: "Люди насытились модернизмом, тем более в Петербурге".
"Я думаю, что никакой новый стиль по заказу не возникает. Он может сложиться в результате сложения деятельности многих и осознаётся постфактум, по прошествии времени. Буду наблюдать и продолжать делать в том же духе, что и всегда", — сказал "ДП" руководитель собственной мастерской Максим Атаянц.