Банк России объявил о начале валютных интервенций, направленных на поддержку рубля. Пока отечественной валюте это не помогло, как и предпринятое в середине августа повышение ключевой ставки. От более суровых мер регулятор воздерживается.
В начале прошлой недели ЦБ РФ предупредил, что с 14 по 22 сентября равномерно продаст на рынке валюту на 150 млрд рублей, ежедневный объём операций составит 21,4 млрд рублей. На прошлой неделе регулятор ежедневно продавал юани на в 9 раз меньшую сумму — 2,3 млрд рублей. Эти сделки проводятся в рамках "зеркалирования" операций, связанных с инвестированием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Корректировку дневного объёма операций Банк России объяснил погашением 16 сентября 2023 года еврооблигаций РФ на крупную сумму — $3 млрд. Выплаты будут проводиться в рублях. Но часть держателей евробондов после их погашения может предъявить дополнительный спрос на иностранную валюту, отмечает ЦБ.
Заметного влияния на курс рубля новость о грядущем резком увеличении продаж валюты не оказала. 6 сентября, когда это стало известно, курс доллара расчётами "завтра" на Московской бирже скорректировался от достигнутого утром уровня 98,34 рубля к 97,4, то есть примерно на 1%. А потом двинулся вверх и вечером переписал утренний максимум. Слабую реакцию рынка можно объяснить тем, что увеличенные продажи продлятся всего 7 торговых дней, а затем уменьшатся до 0,75 млрд рублей в день и останутся такими до 31 января 2024 года.
Текущая волна ослабления рубля по отношению к доллару, евро и китайскому юаню длится с 18 августа (см. графики). Перед этой датой валюты испытали довольно серьёзную коррекцию, связанную с внеплановым повышением ключевой ставки ЦБ РФ сразу на 350 базисных пунктов (б. п.), с 8,5 до 12% годовых.
Ключ наготове
Многие финансисты полагают, что 15 сентября, во время планового заседания Банка России по определению величины ключевой ставки, она снова будет повышена. Центральный банк России может пойти на повышение ставки, если доллар приблизится к отметке 100 рублей, сказал глава комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков в интервью "Парламентской газете". "Если рубль продолжит падение, приближаясь к 100 рублям за доллар, не сомневаюсь, что ЦБ ещё раз поднимет ключевую ставку", — заявил депутат.
Ранее, 1 сентября, глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила журналистам, что не исключает дальнейшего повышения ключевой ставки.
Во вторник, 5 сентября, заместитель Набиуллиной Алексей Заботкин также сообщил журналистам, что не исключает увеличения ставки.
Как полагает главный экономист Альфа–Банка Наталья Орлова, ЦБ РФ, скорее всего, повысит ключевую ставку ещё на 50 б. п. на заседании 15 сентября.
А ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова допускает, что Банк России в ближайшую пятницу может повысить ставку до 13–15% годовых. При этом она предполагает, что, если предлагаемые меры по ускорению "зеркалирования" валютных операций обеспечат быстрое укрепление рубля, после сентябрьского дальнейших повышений ключевой ставки не будет.
Валютный голод
Ослабление рубля диссонирует с ростом мировых цен на нефть, который обычно способствует увеличению доходов российского бюджета и укреплению национальной валюты. На прошлой неделе стоимость ноябрьских фьючерсов на нефть сорта Brent превышала $91 за баррель. Это самый высокий уровень с ноября прошлого года. Не исключено, что сейчас связь курса рубля с ценой чёрного золота разорвана из–за бюджетного правила, которое диктует Минфину увеличивать покупки валюты при росте нефтегазовых доходов.
Так, с 7 сентября 2023 года Минфин РФ в 7 раз увеличил объём покупок валюты и золота в рамках бюджетного правила. За месяц ведомство планирует потратить на эти цели 276,16 млрд рублей, ежедневный объём покупок составит 13,15 млрд. С 7 августа по 6 сентября ежедневный объём покупок составлял 1,8 млрд рублей, а общий объём — 40,5 млрд.
Эксперты успокаивают, что операции Минфина напрямую не скажутся на биржевых торгах. "Ослабление рубля во вторник происходило на фоне новостей об увеличении Минфином объёма ежедневных покупок валюты на ближайший месяц с 3 млрд до 13,2 млрд рублей, — говорит, к примеру, начальник отдела анализа банков и денежного рынка ИК ”Велес Капитал” Юрий Кравченко. — Однако фактически решение не оказывает никакого влияния на валютный рынок, так как с 10 августа Банк России временно приостановил “зеркалирование” этих операций Минфина на валютном рынке и, соответственно, не будет покупать валюту в данных объёмах".
Но ЦБ РФ, очевидно, будет продавать валюту Минфину из своих запасов, уменьшая тем самым свои возможности по наращиванию валютных интервенций в случае необходимости. Так что косвенное влияние этой новости на рынок всё же возможно.
Одним из самых обсуждаемых вопросов в последние несколько недель стала ситуация с остатками на счетах экспортёров в индийских рупиях, которые из–за особенностей местного валютного законодательства невозможно ни обналичить и ввезти в Россию, ни конвертировать в другие валюты. А потратить их мешает недостаточно высокий спрос в России на индийские товары. По оценке экс–главы банка "Открытие" Михаила Задорнова, в первом полугодии текущего года Россия поставила в Индию нефти и нефтепродуктов на $30 млрд, тогда как российский импорт из Индии составляет $6–7 млрд в год.
Алексей Заботкин опроверг эти оценки, заявив, что остатки средств российских экспортёров на счетах в рупиях незначительны по отношению к общему объёму экспорта и они снижаются. Он отметил, что объёмы рупий, которые находятся на счетах российских экспортёров в Индии, имеют другой порядок, чем оценки Задорнова.
Тем не менее замглавы МИД РФ Андрей Руденко рассказал 6 сентября, что тема остатков на счетах российских экспортёров в рупиях затрагивалась на встрече глав МИД России и Индии в Джакарте и что Дели прилагает усилия для решения этого вопроса.
Ещё одним фактором ослабления рубля эксперты называли предстоящий выкуп "Лукойлом" собственных акций и депозитарных расписок у нерезидентов с дисконтом 50% в объёме до 25% уставного капитала. Компания поспешила заявить, что планирует использовать для этого валюту, уже находящуюся в её распоряжении, не прибегая к покупкам её на Московской бирже, с тем, чтобы не оказывать влияния на курс рубля. Но ведь эта валюта, не будучи потраченной, могла бы быть репатриирована в Россию и продана на бирже. Так что по факту сделка всё же окажет отрицательное влияние на рубль. Правда, пока она ещё даже не одобрена правительством РФ.
Сергей Коныгин, главный экономист инвестбанка "Синара", ожидает, что продажи валютной выручки в ближайшие месяцы могут вырасти в связи с увеличением экспорта. "По данным ЦБ РФ, экспортёры продолжают продавать валютную выручку в стабильных объёмах (в июле — на $7 млрд), — пишет он. — По нашим оценкам, в период с января по июль среднемесячные чистые продажи валюты экспортёрами не превышали 55% от среднемесячного экспорта нефти и газа. Отношение нетто–продаж к совокупному экспорту в первом полугодии 2023 года составило всего 24%, и, судя по всему, этого оказалось недостаточно для усиления рубля. Доходы от нефтегазового экспорта к концу года вырастут, по нашему мнению, с текущих $15 млрд примерно до $20 млрд в месяц. Учитывая предпринимаемые на официальном уровне шаги, направленные на увеличение продажи валюты экспортёрами, мы ожидаем роста валютной ликвидности на рынке примерно в таком же объёме. Наш прогноз на IV квартал 2023 года — USD / RUB 85–90. Мы ожидаем укрепления рубля в последнем квартале года, прогнозируя увеличение экспорта (предложения валюты) на фоне снижения импорта (спроса на валюту)".
Эксперт называет несколько вероятных причин такого развития событий. Первая: рост цен на нефть и сужение ценового дисконта Urals к Brent в условиях дефицита нефти на мировом рынке и ожидаемого в IV квартале обновления максимумов её потребления. Вторая: рост реализации валютной выручки экспортёрами, так как правительству удалось неофициально договориться с ними об увеличении объёмов продажи валюты. Третья: снижение номинального импорта частным сектором ввиду ослабления рубля. Наконец, четвёртая: уменьшение объёма спекулятивных сделок в связи с планируемым ужесточением регулирования.
Жёсткости не хватает
Аналитики Росбанка держат прогноз по курсу доллара на конец 2023 года на уровне 85 рублей. Впрочем, отдавая должное уже предпринятым Банком России усилиям по поддержке рубля, они настаивают, что наиболее результативным в этом плане будет ужесточение валютного контроля. "Иначе волатильность рубля надолго останется вызовом для ДКП", — пишут они.
Эльвира Набиуллина в начале сентября дала понять, что действовать настолько жёстко регулятор не намерен. По её словам, попытки стабилизировать курс рубля мерами административного воздействия на экспортёров не принесут желаемого результата. "Что касается введения мер валютного контроля, они действительно сыграли свою роль весной прошлого года, но в сочетании с другими мерами, в том числе с повышением ключевой ставки, именно как краткосрочные меры, — указала она. — На мой взгляд, мера по возврату обязательной продажи валютной выручки может не дать того эффекта, который ждут от неё. Значительную часть экспортной выручки наши экспортёры получают в рублях. Если какую–то часть выручки экспортёр продаёт, он имеет возможность её завтра выкупить. То есть у нас увеличивается оборот валютного рынка, но не меняется баланс спроса и предложения. То же самое, кстати, касается репатриации валютной выручки, потому что от того, что валютные счета переводятся в российскую юрисдикцию, не меняется баланс спроса и предложения на валюту".
"Остановить рост основных валют к рублю в текущей конъюнктуре — непростая задача, поскольку спрос на иностранные деньги значительно превышает их предложение, — констатирует Александр Бахтин, инвестиционный стратег ”БКС Мир инвестиций”. — Импорт за минувший год восстановился до уровней 2021–2022 года, а приток экспортной валютной выручки, напротив, сократился как из–за санкционных причин, так и на фоне проблем с репатриацией выручки в индийских рупиях и добровольного сокращения Россией нефтедобычи. Именно поэтому рубль не спешит, как раньше, расти вслед за нефтью. Достаточно объёмные интервенции, анонсированные регулятором, а также возможное новое повышение ключевой ставки по итогам заседания 15 сентября могут сгладить рыночный дисбаланс и помочь рублю оттеснить доллар ближе к отметке 90 в перспективе ближайших недель. К тому же осенью начнёт фундаментально сказываться предыдущий рост ключевой с 8,5 до 12% — кредитование дорожает, спрос оказывается под давлением, в том числе на импорт, а следовательно, и на валюту. В сентябре снижается спрос на валюту со стороны отпускников, что также должно немного уменьшить давление на рубль. Вероятность выхода к 100 и чуть выше высока именно в ближайшее время, пока не начались валютные интервенции и не прошло заседание ЦБ. На наш взгляд, новые меры со стороны финансовых властей способны вывести доллар в зону 90–95".
"В начале этого года при цене около 70 рублей за доллар я публично дал прогноз в своём ТГ–канале, что до конца года мы увидим курс доллара в районе 110–120, — говорит Илья Коровин, председатель Национального союза трейдеров. — И не вижу повода пересматривать этот прогноз. Да, мы видим, что ЦБ всеми силами пытается удержать курс ниже 100, но решение это продиктовано политическими мотивами, а с точки зрения экономики эти меры ситуацию только усугубляют. У ослабления рубля есть фундаментальные причины — это сильный дисбаланс спроса и предложения валюты внутри страны, являющийся следствием геополитических событий, происходящих последние 1,5 года, и последующих санкций. И пока эти события кардинально не изменятся (предпосылок к чему совершенно нет), рубль будет продолжать слабеть. ЦБ в этой ситуации выглядит заложником политических решений. Да, он может временно сдерживать процесс ослабления рубля монетарными действиями, но не сможет изменить фундаментальных причин этого процесса, а значит, все меры будут иметь только временный характер и после их исчерпания рубль просто обесценится ещё сильнее. Это как пытаться заткнуть дыру в плотине некачественным материалом. На какое–то время это сдержит поток, но потом вода прорвёт не только этот мусор, но снесёт вообще всю плотину за счёт накопленного импульса. На месте властей я бы не пытался всеми силами останавливать ослабление курса на какой–то условной психологической отметке, а просто постепенно сдерживал бы этот процесс мягкими методами, чтобы он был более плавным и равномерным, без резких рывков, которые только дополнительно дестабилизируют ситуацию".
“
В последнее время значительную долю поступлений от экспорта составляет рубль (до 40%) и валюты дружественных стран. Доля же доллара сильно сократилась. А спрос на доллар сильно не снижается. Это и привело к значительному падению рубля. Возможно, по мере переориентации импорта на валюты дружественных стран этот фактор несколько ослабеет. Повышение ключевой ставки — ещё один фактор укрепления рубля. Дефицит федерального бюджета, когда он сокращается, — тоже фактор, направленный на укрепление национальной валюты. При прочих равных условиях и при отсутствии внешних шоков вероятно некоторое укрепление рубля, и он закрепится в диапазоне 90–100 рублей за доллар.
Сергей Хестанов
экономист, доцент РАНХиГС
“
Несмотря на вербальные интервенции и обещания властей о продаже экспортной выручки и повышении ключевой ставки Центрального банка, российская валюта продолжает ослабевать. Даже растущие цены на нефть не оказывают значительного влияния на курс рубля. В такой ситуации Центробанк решил применить непосредственное регулирование курса рубля путём продажи валюты. По нашим прогнозам, в сентябре курс доллара будет колебаться в диапазоне 96–100 рублей, а курс евро — в диапазоне 103–106 рублей. Тем не менее среднесрочная тенденция ослабления рубля сохраняется, несмотря на рост цен на нефть. К 2024 году пара USD / RUB может вернуться к максимальным значениям, зарегистрированным весной 2022 года, и достичь уровня около 120 рублей.
Александр Потавин
аналитик ФГ "Финам"