Глава комитета по строительству Игорь Креславский рассказал "ДП", когда и за чей счёт ликвидируют дефицит социальной инфраструктуры, что происходит с проблемными домами и почему город снижает объёмы строительства
Какие стратегические задачи стоят сегодня перед комитетом?
— Можно выделить три основные. Первая — выполнение национального проекта по строительству жилья. На этот год у нас согласован ввод 2,8 млн м2, на данный момент уже введено 2,2 млн. Очевидно, что, несмотря на все существующие сложности, мы его выполняем.
Второе направление работы — адресная инвестиционная программа. В Петербурге к началу 2020–х был накоплен большой дефицит социальных объектов. Перед нами поставлена важнейшая задача восполнить этот дефицит, сейчас мы её выполняем и даже перевыполняем. У нас в стройке рекордное для города количество соцобъектов в рамках АИП — более сотни.
Третье — строительство социальных объектов за счёт инвесторов. Ранее в Петербурге этот вопрос не был урегулирован, из–за чего на фоне активного жилищного строительства в 2010–х возник дефицит социальной инфраструктуры. В мае 2021 года было принято постановление правительства о создании Градостроительной комиссии. Теперь у нас жильё не строится без социальных объектов — на это просто не даётся разрешение. Благодаря новым правилам пошёл заметный рост строительства социальных объектов не только за счёт АИП, но и за счёт инвесторов. Уже получены разрешения на строительство порядка 200 соцобъектов, и суммарно у нас в разной стадии готовности находится порядка 250 таких объектов.
Игорь Креславский
По нацпроекту в Петербурге идёт планомерное снижение показателя ввода. Не окажет ли это негативного влияния на цены, на рынок?
— У нас действительно идёт снижение объёмов, и на этот год согласовано строительство 2,8 млн м2. Показатель был рассчитан исходя из сбалансированности социальной, инженерной и прочей инфраструктуры города. То есть у нас инфраструктура и планы по её развитию рассчитаны именно под этот показатель. Если смотреть на это с рыночной точки зрения, маржинальности девелоперского бизнеса, то здесь баланс спроса и предложения является важнейшим. В текущей ситуации баланс найден и в этом вопросе.
Когда удастся закрыть дефицит по социалке?
— В течение следующего года нам предстоит ещё решить отдельные, локальные проблемы, но глобально вопрос будет закрыт. В 2025 году мы выйдем уже на плановый порядок работы, когда в новых районах социальная инфраструктура будет возводиться вместе с жилыми домами.
Некоторые застройщики говорят на это, что социалка строится не за их счёт, а за счёт дольщиков — покупателей квартир в их проектах. И что таким образом чиновники перекладывают затраты на жителей города.
— Понятно, что эти затраты закладываются застройщиком в стоимость, но дело не в том, город строит или застройщик, — жители получают уже готовые кварталы вместе с социалкой. А в текущей цене квадратного метра социалка не является настолько существенной составляющей, это меньше 10%. Зато все уверены, что покупают квартиры в полноценно сформированном квартале.
Почему в числе стратегических задач вы не назвали решение проблемы обманутых дольщиков?
— Сейчас мы достраиваем последний объект из реестра проблемных — 4–й корпус ЖК "ЛомоносовЪ", третий сдан в конце августа. Ещё два объекта в Пушкине находятся на особом контроле у комитета. Независимо от статуса все эти стройки мы завершим до конца года. В следующий год Санкт–Петербург войдёт уже без обманутых дольщиков.
Появления новых проблемников не ожидаете?
— Шансов очень мало. Благодаря изменениям в законодательстве последних лет появление как таковых обманутых дольщиков, то есть покупателей, оставшихся без жилья, невозможно. Да, проблемы у отдельных компаний исключить невозможно, но в этом случае достраивать дома будут банки, которые несут гарантии перед дольщиками, выступая по сути страховкой для покупателей.
Раз эта тема почти закрыта, хотелось бы задать такой вопрос: почему вообще город взялся за решение этой проблемы? Почему на решение проблем отдельных граждан, часть из которых заключили совершенно необдуманные сделки, выделялись бюджетные средства — прямо или через предоставление преференций застройщикам, взявшимся за проблемные дома?
— Вопрос понятен. Государство взяло на себя эту социальную задачу, потому что некоторые слишком крупные объекты просто невозможно было достроить силами привлечённых инвесторов либо силами самих застройщиков, там была большая финансовая дыра. Другим способом, без привлечения бюджетных средств или ресурсов, решить этот вопрос было нельзя. Если бы эту ситуацию оставили на усмотрение управляющего, то есть пытались бы разрешить её через процедуру банкротства, то это бы растянулось на десятки лет.
Если вернуться к АИП, удалось ли полностью решить вопрос с импортозамещением? Как закупается оборудование для сложных объектов?
— У нас практически полностью локализовано производство всего того, что нужно для стройки, — на 90–95%, почти всё есть. Некоторое специальное оборудование действительно отсутствует, и его надо закупать. Но это вопрос логистический, и он уже разрешён, налажены цепочки поставок. Кроме того, мы видим, что наращиваются объёмы местных производств, сейчас сложилась выигрышная ситуация для местных компаний.
В целом вы видите, что у нас нет сбоя по вводу объектов, значит, вопросы можно решить.
Строители жалуются на кадровый голод и рост фондов оплаты труда. Это актуально для городских строек?
— Большой кадровый, интеллектуальный потенциал был накоплен в строительной отрасли за последние годы. Так что всё, что касается технических кадров, у нас есть. Если мы говорим о рабочих специальностях, то здесь действительно может возникнуть проблема. Например, по мигрантам, которые очень чувствительны к изменению курса рубля, поскольку заработанные деньги отправляют на родину. Если курс рубля будет снижаться и дальше, то работа на стройке, как и любая другая, может стать для них менее привлекательной. В целом для Петербурга кадровый дефицит решаем.
Какие заметные проблемы на стройке вы можете выделить сегодня?
— Для жилья сейчас главная проблема — ипотека, ставка Центрального банка. После повышения ключевой ставки ипотечные продукты начали расти в цене, и из–за этого снижается покупательная способность. Ипотека — двигатель строительства, этот вопрос надо решать, ставка должна быть меньше.
Объёмы строительства в рамках АИП не могут начать снижаться? Из–за нехватки финансирования, кадров или по другим причинам.
— Мы уже наладили весь процесс, у нас сложилась профессиональная команда, как таковых проблем или угроз мы не видим.