Смерть владельца подрядчика обострила отношения "Пеллы" с компанией

Автор фото: Лидия Верещагина

Исполнитель контрактов крупнейшей в регионе частной верфи, хотя и имеет с ней общий бизнес, недоволен ремонтом цехов и строительством судовой мебели. Отношения разрушились после смерти хозяина.

Областное ООО "А. С. Строй" инициировало четыре иска против АО "Ленинградский судостроительный завод “Пелла”" и её "дочек" с претензиями на 53,3 млн рублей. Сумма спорных контрактов по двум из четырёх процессов составляет 57 млн — "А. С. Строй" ремонтировал цеха и склады в Отрадном и строил судовую мебель. Но это не просто подрядчик, его умерший хозяин владел вместе с "Пеллой" долями ООО "Рекордстрой", чья выручка за 2020 год составила почти 0,5 млрд — как раз в тот период исполнялись спорные контракты.

Цеха, склады и столовая

"А. С. Строй" на данный момент выиграл два спора в Арбитражном суде Санкт–Петербурга и Ленинградской области всего на 33,5 млн рублей. В одном ответчиком выступила сама "Пелла", во втором — АО "Пелла–Фиорд", которое СПАРК называет её 100%–ной "дочкой". В обоих случаях ответчики остались недовольны вынесенными решениями — в ближайшие дни споры продолжатся в 13–м арбитражном апелляционном суде. Два других иска "А. С. Строй" предъявил той же "Пелле" и "Рекордстрою" на общую сумму 18,5 млн, но слушание этих споров по существу пока не началось.
Из опубликованных порталом "Электронное правосудие" материалов первых двух дел видно, что "А. С. Строй" в период с 2019 по 2022 год проводил для "Пеллы" масштабный ремонт её производственной площадки в Отрадном Кировского района Ленобласти. Это та самая площадка, где крупнейшая в регионе частная верфь строит корабли для Военно–морского флота. Самый известный контракт, который исполняется и сегодня, — строительство серии малых ракетных кораблей — как раз на этой площадке.
Судя по материалам суда, "А. С. Строй" ремонтировал в Отрадном расположенное на территории верфи трёхэтажное здание, менял ворота с пристройкой у цеха № 1, ремонтировал этот цех, цех № 5, механический цех, склад, столовую и изготавливал комплектующие для судовой мебели. Пока опубликованы цены контрактов, фигурирующих только в двух первых процессах, — суммарно они составили 53,3 млн рублей. Заказчиками "А. С. Строя" по ним были "Пелла" и "Пелла–Фиорд".
Последняя фигурирует в арбитражных спорах довольно редко, материнская же компания имеет огромную арбитражную историю, в которой главным её оппонентом выступает основной заказчик — Минобороны. С начала 2019 года военное ведомство предъявило верфи 12 исков суммарно на 8,5 млрд рублей, из которых выиграло девять, но сумело взыскать лишь 722 млн. Фактически военным удаётся доказать в судах обоснованность 1 рубля из каждых 12 рублей претензий. В июне Минобороны отсудило у "Пеллы" 338 млн рублей за поломки буксира "Полярный конвой". В феврале вступило в законную силу решение, в соответствии с которым "Пелла" взыскала с военных 2 млрд рублей за ремонт первого серийного судна проекта 11982 "Ладога".

"Финансовая дисциплина — не её конёк"

"А. С. Строй" — не совсем обычный подрядчик. Компания принадлежит Сабине и Сергею Ищукам (66,66 и 33,33% соответственно). Сергей Ищук умер прошлой осенью, на него оформлены также 25% долей "Рекордстроя", 51% которого принадлежит "Пелле". Это судостроительная компания, зарегистрированная по тому же адресу в Отрадном, где и сама "Пелла" и где производились ставшие предметом арбитражных споров ремонтные работы.
Таким образом, "А. С. Строй", с одной стороны, выступает подрядчиком "Пеллы" и её дочерних компаний в многочисленных контрактах, с другой — его покойный совладелец является партнёром той же "Пеллы" в одной из её "дочек", к которой, кстати, "А. С. Строй" тоже предъявляет претензии на 3,8 млн рублей.
Судя по данным СПАРК, хозяйственная деятельность "Рекордстроя" прекратилась в 2021 году. Последние данные о выручке компании датированы 2020–м — 477 млн рублей. В 2019–м "Рекордстрой" выручил ещё больше — 805 млн. Более свежих сведений, чем уплаченные в 2021 году 217 млн рублей в бюджет, нет.
Генеральный директор "А. С. Строя" Сергей Караваев связывает судебный конфликт с "Пеллой" и её "дочками" со смертью Сергея Ищука.
"“Пелла” прекратила всякое взаимодействие с нашей компанией после того, как умер её собственник Сергей Ищук — сейчас основной владелец “А. С. Строя” несовершеннолетний ребёнок, вступивший в апреле в права наследства. Покойный долго взаимодействовал с “Пеллой” и её дочерними компаниями. Пока отношения были дружескими, держались на чём–то личном, то и финансовые отношения как–то поддерживались. Ищука не стало, и “Пелла”, видимо, посчитала, что нет оснований продолжать взаимодействие. Верфь, похоже, никогда не отличалась финансовой дисциплиной — это не её конёк, что можно проследить по картотеке всех арбитражных дел…" — говорит глава "А. С. Строя".
Директор "Пеллы–Фиорд" Сергей Корнеев от комментариев отказался, дозвониться до руководителя "Рекордстроя" Николая Мельника не удалось.
"ДП" отправил запрос в ЛСЗ "Пелла".

Не в аффилированности дело…

Судебные споры между "Пеллой" и её "дочками" с одной стороны и аффилированным с нею "А. С. Строем" с другой юристы не склонны связывать с самим фактом аффилированности.
По словам партнёра юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners (NSP) Романа Макарова, в идеальном мире, где действия экономических агентов продиктованы исключительно благородными мотивами, в аффилированности нет ничего плохого.
"В нашей реальности юристам часто кажется, будто исполнение подрядов аффилированными с заказчиками компаниями — это злоупотребление. Для противодействия таковым предусмотрен ряд процедур — голосование по сделкам с заинтересованностью, проверка контрагента, проверка рыночности сделки и т. д. Есть органы, которые следят за объективностью закупок, органы внутреннего контроля, службы безопасности компаний, в конце концов. Если все партнёры и менеджеры в курсе “происхождения” подрядчика, понимают и ценят его, процедуры проверки проведены объективно, в работе с такой компанией нет ничего предосудительного. Напротив, этот подрядчик, возможно, поддерживает более высокие стандарты качества, понимает нужды заказчика, знает, как, где и с кем рассматривать потенциальные разногласия, — всё это упрощает логистику и взаимодействие…" — говорит эксперт.
Адвокат и партнёр NSP Арам Григорян тоже считает, что сам факт аффилированности подрядчика с заказчиком не может быть проблемой.
"Проблемы начинаются в тот момент, когда между аффилированными компаниями заключаются притворные сделки или сделки, которые одной из сторон заведомо невыгодны. До тех пор пока подрядчик просто честно исполняет контракт, его совместные интересы с заказчиком в других проектах значения не имеют", — полагает юрист.