07:0521 сентября 202307:05
2456просмотров
07:0521 сентября 2023
В Петербурге проложено пять экологических маршрутов, скоро появится шестой. В Ленобласти их уже 40. Удаётся ли в таких местах совмещать массовый туризм и природоохрану и заинтересован ли бизнес в создании экотроп?
Большинство экологических маршрутов проложено по особо охраняемым природным территориям (ООПТ) регионального значения. В Ленинградской области из 40 экотроп 37 находятся в ООПТ. За прошлый год по ним прошло больше миллиона туристов.
На петербургских экотропах только за лето 2023 года побывали более 18 тыс. человек. Городские экологические маршруты расположены на территории памятников природы "Комаровский берег" и "Дудергофские высоты" и заказников — "Сестрорецкое болото" и "Западный Котлин". Экотропа проложена и по территории заказника "Северное побережье Невской губы", в скором времени здесь откроют второй маршрут.
Консолидация турпотока
Термином "экологическая тропа" принято называть пешеходный маршрут, проложенный в просветительских целях по памятникам природы, ООПТ или обычному природному объекту.
Как объясняет эколог, руководитель испытательной лаборатории компании "Экология жизненного пространства" Ольга Максимова, на неконтролируемом популярном маршруте создаётся сильная антропогенная нагрузка. Люди вытаптывают многочисленные тропинки на травянистом покрове, тем самым нанося ему серьёзный вред. Специально же оборудованные тропы помогают сохранить ценные объекты природной среды. Чаще всего дорога представляет собой деревянный настил, который позволяет ходить по уязвимым ландшафтам, не нарушая их. Вдоль маршрута, как правило, располагаются стенды с информацией о значимых объектах природной территории.
Бывает, что экотропы способствуют получению территорией статуса особо охраняемой. Ольга Максимова объясняет, что существуют ценные живописные места, у которых пока нет статуса ООПТ, но есть перспективы для его присвоения. Создание экотропы — шаг в этом направлении. "Единственный вопрос — кто будет этим заниматься. Большинство экотроп создаются за счёт бюджетных средств, в том числе потому они и строятся на региональных ООПТ. В других местах обустраивать маршруты под силу лишь энтузиастам", — поясняет эксперт.
Без единых правил
В прошлом году термин "экотропа" решили закрепить в законодательстве. "С чётким определением под понятие экологической тропы будут попадать не все маршруты", — говорит Ольга Максимова. Зато становится возможным создание специальных регламентов, правил поведения в таких местах.
Впрочем, старший преподаватель кафедры геоэкологии СПбГУ Екатерина Шалунова считает, что жёстко закреплять понятие "экотропа" в законе как раз необязательно. "Желательно оставить некоторое разнообразие, потому что форматов экотроп может быть много. Логичнее закрепить определение в стандарте, как ГОСТ, и расписать там все вариации", — отмечает эколог.
Ольга Максимова отмечает, что у каждой зоны помимо общих правил по охранному режиму есть положения, учитывающие специфику конкретного заповедника, заказника или национального парка. Например, на территории "Дудергофских высот" можно собирать ягоды, а на "Сестрорецком болоте" — запрещено.
"Существуют ограничения по сезонам посещения. Маршруты могут быть закрыты, когда у птиц идёт активное гнездование. В этот период нежелательно любое вмешательство в жизнь экосистемы", — объясняет специалист. Так, с апреля до середины июля объявляется режим тишины на экотропе "Раковые озёра" в Выборгском районе Ленобласти.
Контролем за состоянием экотроп с 2020 года занимается подразделение из 10 инспекторов комитета по природопользованию. Также учреждение ежегодно заключает контракты с частными охранными компаниями. До этого надзорные полномочия были у дирекций ООПТ.
Несмотря на то что уже есть механизмы, которые позволяют регулировать поток людей, посещающих ООПТ, система пока работает со сбоями.
Эколог и руководитель проекта "Экологические экскурсии в Петербурге" Алексей Коткин вспоминает, как в 2019 году открылась экотропа на "Сестрорецком болоте". Заказник является самой крупной петербургской ООПТ с болотом, возраст которого 3–8 тыс. лет. Через 2 недели на маршрут стали стекаться толпы людей, в результате чего 30% важной растительности было уничтожено. Посетители сходили с оборудованных мостков, топтали травянистый покров, рвали вереск, велосипедисты пытались ездить по болотам. Появилось больше стихийных дорожек и кострищ. "Болото и до этого страдало от ягодников, грибников и квадроциклов, теперь к ним присоединились отдыхающие", — говорит эксперт.
Впрочем, со временем ситуация стала меняться. Например, был введён запрет на въезд на территорию ООПТ на электросамокатах, квадроциклах и мотоциклах. За нарушение этого правила установлен штраф.
Сертификат для бизнеса
Для создания новых экотроп и оборудования уже имеющихся туристической инфраструктурой нужны не только бюджетные инвестиции, но и частные. Бизнес часто вкладывается в маршруты в зонах городской застройки, но инвестирование в отдалённые природные местности не столь популярное занятие.
Бывший председатель комитета по природным ресурсам Ленобласти Павел Немчинов в интервью "Российской газете" сказал, что затраты на оборудование одной экотропы протяжённостью 2–3 километра, без проводки электричества, обходится в 400–500 тыс. рублей.
По словам Ольги Максимовой, несмотря на востребованность экологической тематики, экотропы невыгодны как коммерческий проект, ведь все маршруты предполагают свободное посещение с соблюдением определённых требований. Создание троп может быть полезно компаниям только в долгосрочной перспективе как социальный, благотворительный проект.
Такие проекты под силу только крупному бизнесу, стремящемуся продемонстрировать в своей работе соответствие принципам устойчивого развития и экологическим стандартам. Далеко не все предприятия могут сократить либо совсем исключить выбросы в атмосферу, но зато в состоянии внести свой вклад в охрану окружающей среды, оборудовав экологическую тропу.
Так, в создании экотропы "Мыс Киперорт" в Выборгском районе, которая открылась в августе, участвовала компания "Криогаз Высоцк". Маршрут протяжённостью 17 км оборудован парковкой, площадкой для сбора мусора и местом для отдыха. Также на тропе построили орнитологическую вышку и смотровую площадку.
Екатерина Шалунова дополнила, что экотропы можно сделать более коммерческими, создавая туристические продукты, которые будут интересны людям. Формирование опыта покупателя может помочь увеличить спрос.
Алексей Коткин отметил, что бизнесу выгодно заниматься обустройством "зелёных" троп, если это повышает стоимость продукции либо привлекает внимание покупателя — это касается пансионатов, баз отдыха и т. п. Например, на базе отдыха "Илоранта" в Выборгском районе проходит экомаршрут "Трын–тропа" длиной 1200 м. Путь дополнительно оборудован интерактивными фотозонами, которые притягивают туристов.
Также больше частных инвесторов заинтересуются экологическими тропами, если вход на маршруты будет платным, — но такие перспективы пока туманны. "У нас природа до сих пор расценивается как бесплатный ресурс, тогда как это далеко не так", — заключает Коткин.