Впервые в этом году появилась реальная перспектива того, что цена на сырую нефть достигнет 100 долларов за баррель. Это является неожиданным поворотом для рынка, который не так давно находился в упадке, пишет Bloomberg.
Такой резкий рост угрожает снизить потребительские расходы, а вместе с ними и глобальный экономический рост, одновременно наполняя государственную казну крупных производителей.
Между тем, по оценкам Международного энергетического агентства, мировое потребление ископаемого топлива в июне достигло рекордно высокого уровня в 103 млн баррелей в день, что не говорит о прогрессе в отказе человечества от нефти.
Нефтяные аналитики и руководители энергетических компаний возобновляют разговоры о трёхзначных ценах на нефть после жаркого летнего ралли. После нескольких месяцев борьбы за поддержку рынка, который продолжал падать, Россия и Саудовская Аравия выполнили обещания о глубоком сокращении добычи. Теперь они продлили их до конца года.
Предложение сдерживается в то время, когда спрос не проявляет никаких признаков ослабления, чему способствует экономика США, которая не оправдала прогнозов о тяжёлом кризисе, и всё чаще эксперты (включая Майка Вирта, главного исполнительного директора Chevron) считают, что нефть скоро будет по $100.
В странах-производителях, таких как Саудовская Аравия, настроение приподнятое. Организация стран-экспортеров нефти заверяет, что не нацелена на конкретную цену но премьер-министр Ирака Мохаммед Шиа Аль-Судани рассказал, какую цену ОПЕК считает справедливой ценой для потребителей и для производителей: "Конечно, не меньше 85-95 долларов", – ответил он изданию.
Одновременно цены на бензин в США быстро приближаются к $4 за галлон в то время года, когда они обычно падают; а фьючерсы на дизельное топливо в Европе недавно превысили $130 за баррель.
Даже авиация — сектор, сыгравший определенную роль в росте цен на нефть на фоне бума международных путешествий этим летом, — начинает проявлять беспокойство. Delta Air Lines Inc. недавно снизила свои ожидания по прибыли в третьем квартале, сославшись на более высокие расходы на топливо.
Для чистых импортеров нефти — в частности, Индии и Китая — влияние роста цен на нефть на экономический рост и инфляцию было более сдержанным, чем в прошлом. Обе страны закупили большое количество дешёвой российской нефти. С другой стороны, обе они могут оказаться в затруднительном положении, если цены на дизель продолжат расти в результате недавнего запрета России на экспорт топлива.
Для администрации президента США Джо Байдена растущие цены на нефть являются известной политической проблемой: рейтинги одобрения президента упали летом 2022 года, когда цены на бензин приблизились к $5 за галлон и стали причиной недовольства американцев инфляцией.