Дороже и моложе: какие предложения наращивают долю на вторичном авторынке

Автор фото: Freepik.com

В августе продажи новых автомобилей показали практически четырёхкратный рост по сравнению с аналогичным периодом в 2022 году, говорят эксперты. Однако ассоциация "Российские автомобильные дилеры" предполагает, что в декабре спрос относительно июня может упасть приблизительно на 20%. Посмотрим, какова ситуация на рынке авто с пробегом.

По данным за 8 месяцев 2023 года, в Петербурге и Ленинградской области на рынке автомобилей с пробегом падают перепродажи европейских и корейских марок (кроме KIA), но растут по всем сегментам и особенно по минивэнам (+51%) сегментам, а также SUV (+35%), делится данными эксперт "Автостат Инфо" Александр Климнов. Всего же Петербурге за указанный период было реализовано 124 054 автомобилей, что почти на 16% больше, чем в 2022-м. В Ленобласти продажи авто с пробегом показали более стремительный рост — 18,7% год к году, достигнув показателя в 52 162 машины.
Что касается стоимости, то пока Петростат даёт сведения лишь по первому полугодию текущего года: за январь-июнь подержанные легковые автомобили иностранных марок подорожали на 14,7% в Петербурге и на 12,2% в Ленинградской области. Средняя цена автомобилей с пробегом из-за границы в июне-июле 2023 года в регионе составила 3,319 млн рублей, уточняют в Авито Авто. Если рассматривать рынок авто с пробегом в целом, то за этот период, как писал "ДП", средняя стоимость предложения, увеличившись на 15%, впервые преодолела рубеж в 1 млн рублей.
И это соответствует общероссийскому показателю: средняя стоимость автомобиля с пробегом на рынке в июле 2023 года также выросла и составила 1,106 млн рублей. Средняя цена сделки в июле 2023-го в дилерском сегменте составила 2,004 млн рублей, поделился данными Сергей Трофимов, руководитель отдела аналитики Автохаб (проект Авито). Эксперт также рассказал о трендах авторынка с пробегом в первые 8 месяцев 2023 года.
Из самых заметных: по данным платформы, увеличивается количество предложений в ценовом сегменте от 1 млн рублей: 22,2% в 2023-м против 19,3% в 2022 в общем объёме; а также выросла доля авто стоимостью от 4 млн рублей: с 4% до 7,3%. В то время, как предложения в категории до 500 тыс. рублей "идут на понижение" — с 39% в 2022-м до 33,2% в 2023-м. Хотя всё ещё в этом сегменте представлено наибольшее число объявлений.

Успеть на выгодные условия

Ещё один, озвученный Сергеем Трофимовым, явный тренд — на рынке авто с пробегом сократились сроки продажи: с 52 до 31 дня, а оборачиваемость — с 63 до 40. "Такая тенденция стала следствием дефицита на рынке новых автомобилей, снижения контента по автомобилям с пробегом и ожиданием роста цен со стороны потребителей в связи с повышением утилизационного сбора, курсом валют", — комментирует эксперт.
Многие ускорили покупку — те, кто планировал приобрести автомобиль в течение осени, сделали это в августе, говорит исполнительный директор, вице-президент РОАД Вячеслав Жигалов. Если говорить про Петербург, то если отличия в тенденциях и существуют, то на уровне погрешности, добавляет он. "Что касается в целом автомобильного рынка России, мне кажется, он сейчас в состоянии невесомости. Отчётливые тренды — замерли. Хотя мы видим, что летом, даже в августе, продолжился серьёзный рост продаж год к году", — комментирует эксперт.
По мнению собеседника "ДП", есть факторы, которые смогут серьёзно повлиять на ситуацию. Они начнут сказываться уже в сентябре, но основной эффект будет заметен в октябре. К уже указанным руководителем отдела аналитики Автохаб причинам, он добавляет повышение ключевой ставки до 13%. "Это естественным образом отразится на стоимости кредита. А продажи в кредит физическим лицам достигают 60%, продажи в лизинг юридическим лицам превышают 90%. То есть это львиная доля продаж на автомобильном рынке. И удорожание приводит к весомому снижению спроса", — говорит Вячеслав Жигалов.
Автор: Freepik.com
Впрочем, рост продаж позитивно сказывается на рынке авто с пробегом, отмечают специалисты: растёт число предложений. К тому же всплеск спроса на новые автомобили подогрел интерес к trade-in. Роль этой схемы стала повышаться для российского авторынка. "Появление новых китайских моделей на рынке и развитие дилерских сетей новых брендов способствовало росту объёма сделок по трейд-ин: с середины 2022 года доля авто, поступивших через трейд-ин, растёт", — отмечает Сергей Трофимов.
Параллельно с этим за год снизилась доля выкупа, хотя он остаётся основным каналом поступления авто на склады дилеров. В июле этого года она составила 37,5%, в то время, как в августе 2022-го равнялась 41,5%. Также Сергей Трофимов сообщил, что с момента запуска в 2022 году по август 2023-го в 2,5 раза выросло количество выкупов автомобилей со стороны проверенных партнёров через Авито Аукцион — отдельный канал для выкупа автомобилей, где продавец сам выбирает автодилера.

Новые предпочтения

"Спрос смещается в сторону китайских марок (60% в Питере) и SUV (67,3% по РФ). Больше людей стали пользоваться кредитами на покупку в том числе и автомобилей с пробегом. Продажи премиальных марок бизнес-сегмента Е уступают место более компактным моделям сегментов С и D. Несколько возросли и продажи люксовых и спортивных моделей, потребители которых устали ждать "лучших времён" и активнее берут машины по параллельному импорту", — рассказывает Александр Климнов.
Кроме того, эксперты Автохаб отмечают, что одним из трендов, оказавших позитивное влияние на состояние рынка авто с пробегом до 5 лет, стал ввоз автомобилей из-за рубежа. В целом же доля авто с пробегом, не достигших своего пятилетия, составила 26,3% от общего количества предложений в сегменте. Против 18,4% в августе прошлого года. При этом, отмечают аналитики Авито Авто, экземпляры не старше 3 лет стали расцениваться как альтернативный вариант новому автомобилю. Что касается параллельного импорта, на авторынке с пробегом в РФ преобладают предложения от дилеров — в мае 2023 года они составили 33%.
Значительное место в структуре предложения на вторичном рынке занимают корейские (19,7%), японские (16,9%), китайские (10,4%), американские (6,2%), российские (6,1%) автомобили. Если говорить про бренды, по данным Авито Авто, летом 2023 года в топ-5 вошли: BMW X5, Volkswagen Passat, BMW 3 серии, BMW X4.
И ещё два тренда, которые выделил Сергей Трофимов: снижение доли предложений от частных лиц при параллельном увеличении количества дилеров, а также повышение числа целевых обращений в чатах в сравнении с другими способами связи. Так, если в августе 2022-го доля таких сообщений составляла 35,4%, то в июле 2023-го показатель достиг 64,6%. Для сравнения, доля целевых звонков — 56,3%.