Женщины требуют одинакового с мужчинами уровня оплаты труда. Причины дисбаланса уходят далеко в историю, но сейчас ситуацию может изменить кадровый голод.
Работодатели, готовые предложить мужчинам и женщинам одинаковый оклад на равных должностях, всё ещё остаются в меньшинстве. При этом женщины становятся всё смелее в своих требованиях, а эксперты предупреждают, что в условиях нехватки кадрового ресурса не стоит жить стереотипами.
Постоянство неравенства
Нобелевскую премию по экономике в этом году присудили американке — профессору Гарвардского университета Клаудии Голдин за объяснение того, почему женщинам платят меньше мужчин при выполнении аналогичной работы. Голдин связывает это с тем, что женщины вынуждены тратить на детей больше времени и сил, чем мужчины. Она первой представила всеобъемлющий отчёт о том, как менялись на протяжении веков различия в оплате труда мужчин и женщин и уровень их занятости.
Согласно исследованиям профессора, график, демонстрирующий изменение доли замужних женщин на рынке труда за последние 2–2,5 века, представляет собой U–образную кривую. С началом перехода от аграрного общества к индустриальному эта доля начала сокращаться, однако в начале XX века — с развитием рынка услуг — вновь расти. Этому способствовало увеличение числа образованных представительниц прекрасного пола. Однако платят им всё равно меньше, несмотря на изменения в социуме. Кстати, разрыв доходов у женщин и мужчин за длительное время почти не уменьшался. По информации с сайта Нобелевского комитета, в странах с высоким уровнем дохода он сегодня составляет 10–20%. И это при том, что во многих странах действует законодательство о равной оплате труда, а женщины часто более образованны, чем мужчины.
Неуверенными шагами
По данным НИУ ВШЭ, гендерный разрыв в уровне заработной платы в России составляет 37,3%. По оценке сервиса "Работа.ру", в Петербурге этот показатель на уровне 25–30% в пользу мужчин. При этом одна из наиболее гендерно равных сфер по части зарплат — IT.
Среди распространённых причин аналитики чаще всего выделяют отраслевую и профессиональную сегрегацию и семейные обязанности женщин, из–за которых они вынуждены выпадать из профессиональной и карьерной гонки. Эксперты, однако, наблюдают, что в последнее время работодатели всё же стараются избавляться от этих стереотипов.
"Видится, что гендерный разрыв будет уменьшаться ввиду цифровизации и автоматизации экономики. Развитие удалённого и гибридного форматов труда уже даёт женщинам возможность совмещать работу и семью, в том числе на управленческих позициях. Изменения коснутся и тех отраслей, которые ранее считались “мужскими”. Хороший пример — IT–индустрия, где мы наблюдаем выравнивание ситуации", — подчёркивает директор по продажам и маркетингу Lerna Светлана Дубойская.
Однако пока, по информации аналитиков рынка труда, ситуация остаётся весьма печальной. Как отмечает руководитель пресс–службы hh.ru в СЗФО Мария Бузунова, в 2023 году соискательницам в Петербурге готовы платить меньше, чем мужчинам на аналогичных позициях. Девушкам чаще предлагают рассмотреть варианты высокодоходного трудоустройства в государственном секторе, ЖКХ, IT, в области искусства и культуры, а также в энергетике. Но в большинстве случаев зарплаты, которые им предлагают на собеседованиях, ниже, чем те, на которые готовы устроить мужчин. В 2023 году петербурженки разместили на hh.ru более 800 тыс. резюме, в более 24 тыс. указали, что ищут работу в качестве топ–менеджера по позиции C–level уровня.
"Наше исследование показывает, что гендерная дискриминация сохраняется, хотя есть положительные подвижки. В 36% случаев респонденты заявили, что в их профессиональной сфере женщины подвергались дискриминации: их могли не принять на работу, им реже повышали зарплату или продвигали по карьерной лестнице. Чаще всего о таких фактах рассказывали представители массмедиа, юристы, а также банковские служащие, — рассказывает Бузунова. — Примечательно, что каждый пятый опрошенный признался, что за последний год случаев дискриминации стало меньше".
Рынок диктует
Эксперты подчёркивают: в силу острого дефицита кадров бизнесу следует отказаться от гендерных стереотипов при найме сотрудников. В hh.ru считают, что в ближайшие 7 лет ситуация с кадрами не улучшится, поэтому поиск и наём специалистов должны идти вообще без каких–либо предрассудков и шаблонов, в том числе по гендерному и возрастному признакам.
"Нельзя ожидать, что на рынке труда в ближайшие годы ситуация кардинально изменится и женская занятость высвободит больше ресурсов. При этом мы видим, что соотношение занятости между мужчинами и женщинами выравнивается чаще всего в возрасте 40+, а до этого разница составляет около 10%", — замечает Татьяна Смирнова, руководитель образовательного продукта "Нетологии".
По данным этой компании, спрос на обучение IT сейчас актуален не только для мужчин: 50% студентов направления программирования — девушки. В остальных сферах, как отмечают эксперты, распределение специалистов двух полов неравномерно. Так, в тяжёлую металлургию всё же идут мужчины (как и в горнодобывающую и нефтегазовую отрасли), в том числе из–за ограничений возможности труда, а доходы в этих секторах экономики традиционно высоки. Женщины сами в принципе больше тянутся к людям (в социальную сферу, медицину, образование), причём нередко устраиваются на работу в бюджетные учреждения, где уровень оплаты ниже, чем в частных компаниях.
С 2021 года список запрещённых для женщин профессий сократился с 456 до 100. Из него вычеркнули водителей большегрузных автомобилей и сельхозтехники, разрешили женщинам быть боцманами, шкиперами и матросами, занимать должность машиниста электричек и скоростных поездов, а также выполнять верхолазные работы на высоте свыше 10 метров. При этом ограничения сохраняются для труда на химпроизводствах (ртути, хлора, фтора, жёлтого фосфора), а также на ряде позиций, предполагающих длительное пребывание под землёй, на горных работах. Это объясняется факторами, которые в Минтруде называют опасными для репродуктивного здоровья женщин.
Эксперты из HR и сферы образования согласны с тем, что причины более низкой оплаты женского труда кроются в аспектах, на которые обратила внимание Клаудия Голдин.
"Стоит отметить, что гендерный разрыв наблюдается на уровне запросов желаемых зарплат. Разница в ожиданиях в 2023 году составила 22%, а в прошлом году достигала 43%. Мужчины хотели бы зарабатывать в месяц 196 тыс. рублей, а женщины — 161 тыс., что, конечно, значительно больше, чем в прошлом году", — обращает внимание руководитель по внутренним коммуникациям и бренду работодателя сервиса "Работа.ру" Татьяна Мощагина.