Об особенностях работы с компаниями региона в новых реалиях "ДП" рассказала Елена Шевелёва, директор Северо-Западного филиала, старший вице-президент дирекции корпоративного бизнеса Росбанка.
В начале текущего года Банк России представил дорожную карту поддержки МСБ на 2023–2024 годы: можно ли уже оценить эффект?
— Действительно, бизнес проявляет чудеса гибкости: умело адаптируется к изменениям и использует возможности, появившиеся на рынке. Дорожная карта в большей степени предусматривает мероприятия, связанные с программами поддержки, госпрограммами разного формата, с кредитованием под поручительство Корпорации МСП, — этот блок был запущен ещё в ковидные периоды, а сейчас дополняется разными инструментами.
Мы, как системно значимый банк, аккредитованы в большинстве программ. Они востребованы и доступны предприятиям даже небольшого размера. Важный момент — синхронизировать возможность и сроки установления лимита в банке с условиями по программе и финансовым планированием компании.
Другое направление связано со снижением транзакционных издержек бизнеса: компании оценили возможности системы быстрых платежей, использования QR-кодов. При этом мы видим, что компаниям необходимо приучать свой персонал и покупателей к использованию этих инструментов.
Елена Шевелёва, директор Северо–Западного филиала, старший вице–президент дирекции корпоративного бизнеса Росбанка
По данным "Эксперт РА", в 2022 году Росбанк вошёл в первую десятку по объёмам кредитования МСБ — поэтому вы наверняка можете представить наиболее объективную картину спроса со стороны заёмщиков от данного сегмента.
— Главный вектор этого года — рост потребностей бизнеса в привлечении внешнего финансирования. Это касается компаний, работающих как в сфере ВЭД, так и на внутреннем рынке. И предприятия, имеющие монопольные формы, и производители стали в большей степени требовать авансирования. Бизнес активно перестраивается и стремится занять освободившиеся после ухода иностранных игроков ниши, что также требует определённых вложений.
Диверсификация — теперь лейтмотив для компаний не только в работе со своей клиентской базой, но и с финансовыми партнёрами. Бизнес стал вести себя более активно, обращаясь к различным источникам и используя разные формы финансирования. Основные кредитующие банки сохранили свои позиции, дополнительно делая акцент на те направления и продукты, где у них есть больше возможностей, на более востребованные линейки.
В этом году после паузы второй половины 2022 года вернулся интерес к продуктам документарных расчётов — гарантиям и аккредитивам. При этом в части стоимости они доступнее, нежели кредитные ресурсы. Присутствие выделенной команды в нашем петербургском филиале позволяет максимально сокращать сроки предоставления клиентам таких инструментов.
Сегодня у компаний масса возможностей: как классические, так и более быстрые продукты в виде скорингового финансирования.
Можно ли говорить о некой региональной специфике?
— Мы видим разное отношение компаний в СЗФО к продуктам кредитования. В областях, где есть доминирующая отраслевая монотематика, бизнес более консервативно смотрит на перспективы развития и ограничивает свой спрос на кредитные ресурсы. В Петербурге и в ряде других городов, где большее присутствие торговых компаний, мы не отмечаем такого замедления.
Кроме того, к специфике нашего региона можно отнести ориентацию на внешнеэкономическую деятельность. Росбанк всегда специализировался на обслуживании расчётов по ВЭД, и сейчас мы продолжаем развивать систему корреспондентских счетов, выстраиваем для клиента цепочку расчётов с использованием услуг разных партнёров. Активноиспользуются кредитные программы поддержки импорта и экспорта.
Для нашего региона было характерно присутствие достаточно большого количества компаний с иностранным капиталом, которые уходили по–разному, в том числе через продажу бизнеса, — и наши предприниматели использовали шанс выкупить эти активы. В таких ситуациях компании чаще всего обращаются к заёмным средствам, поскольку понимают, что даже незапланированное увеличение долговой нагрузки окупится с учётом возможностей, которые получит бизнес, выходя на новые для себя направления.
Мы отмечаем экономическую эффективность таких сделок. И очень хорошо, что у нашего бизнеса есть амбиции. А у крупных банков есть возможность оказать поддержку.
Поэтому в части кредитования, на мой взгляд, наш регион в положительном смысле активен и хорошо себя чувствует. Несмотря на вызовы.
Качество кредитного портфеля клиентов МСБ-сегмента изменилось?
— После шока 2022 года банки стали больше внимания уделять обеспечению кредита, срокам финансирования — и это позволяет сейчас не характеризовать ситуацию как "тревожная".
У Росбанка всегда была достаточно взвешенная кредитная политика. Если у клиента возникают сложности, мы диагностируем это на раннем этапе и обсуждаем с ним, как нам изменить структуру финансирования, чтобы избежать возникновения проблем. Поэтому в нашем банке не произошло существенного роста объёма просроченной задолженности в корпоративном сегменте.
По данным аналитиков, кредитование сектора МСБ стимулируют продукты, в основе которых лежат скоринговые модели и IT-технологии, поскольку они в том числе позволяют упростить неценовые условия кредита. Согласны с этим?
— Да, безусловно, скоринговые продукты развиваются, расширяется их диапазон и объёмы ресурсов, которые можно привлечь. Компании разного размера охотно используют их как быстрый вспомогательный инструмент, решающий их оперативные задачи. Это в том числе отличные стартовые продукты для знакомства с банком.
До 2022 года они были доступны на рынке в ограниченном масштабе. 2023 год придал хорошую динамику. Росбанк предлагает своевременные решения — сегодня в линейке есть скоринговый продукт до 100 млн рублей, в том числе без обеспечения до 50 млн рублей. Первичное решение принимается в течение суток, окончательное — за несколько дней.
Несмотря на большой объём обращений, искусственный интеллект позволяет выдерживать эти сроки. Для обработки и мониторинга финансового положения клиента также используется ИИ: он обучаем, инструмент можно настраивать с учётом отраслевой специфики. Кроме того, в нашем банке искусственный интеллект применяется для процесса открытия счетов, с его помощью возможно в онлайн–режиме обрабатывать документацию, которую клиент загружает через информационные каналы. Цифровые инструменты позволяют анализировать данные и отрабатывать задачи, которые возложены на банк, в максимально сжатые сроки.
В каком направлении пойдёт дальнейшее развитие цифровизации отрасли?
— Банки продолжат совершенствовать как внутренние процессы, так и предлагаемые сервисы с целью обеспечить более индивидуальный подход — группировать данные, настраивать этот анализ и давать клиенту предодобренные решения или предложения по улучшенному набору продуктов.
При этом искусственный интеллект "живёт" только в связке с человеком. Сегодня растёт ценность работы менеджера — который обеспечивает отклик, внимание, реакцию на нестандартное развитие событий. Поэтому я полагаю, что такой вектор и будет: совершенствование и максимальная донастройка цифрового решения при качественном сопровождении.
В соответствии с вашим прогнозом, какими будут итоги 2023 года?
— Влияние увеличения ключевой ставки, безусловно, оценивается бизнесом как осложняющий фактор, но до конца года оно, скорее всего, критично не отразится на показателях инвестиционной активности. Хотя это ожидаемо охладит спрос на кредитный продукт в 2024 году.
В целом же к концу года мы увидим группу крупных игроков, где проходит рост по всем направлениям — и пассивной базы, и кредитования, и количества клиентов.
Так, наш филиал, по данным на сентябрь, прирастил кредитный портфель уже на 45%. И рост клиентской базы у нас тоже идёт. Чтобы обеспечить должное качество обслуживания, мы в течение этого года удвоили команду менеджеров в Петербурге. В части пассивов ситуация в 2023-м была связана с гораздо более оперативной реакцией клиентов на возможность использовать период высоких ставок для получения выгоды. Поэтому компании с большим объёмом ликвидности улучшили свою финансовую позицию и сформировали подушку дополнительной безопасности на будущее. Отмечу, что банку в такой ситуации важно грамотно управлять соотношением активов и пассивов. По этому направлению у нас прирост объёма к концу июля составил 32% по отношению к началу года — и ожидаем, что показатель увеличится в связи с реакцией на последние события.