Петербург — видовой город с масштабными панорамами и красивой архитектурой. Но то, что было построено более 300 лет назад, сегодня остро нуждается как минимум в поддержании в пристойном состоянии. Если к этому добавляются новые точки притяжения, то они должны быть достойны масштаба города.
О том, каким сегодня видят Петербург в целом и что необходимо делать на самом простом уровне, чтобы город выглядел достойно, рассуждали эксперты онлайн-дискуссии "Видовой Петербург. С чем войдём в ХХII век?", организованной проектом "Retrogradu.net — Архитектура Петербурга" и отделом бизнес-конференций "РБК Петербург".
По мнению участников дискуссии, большинство проектов, которые были созданы в 90-х годах прошлого века, значительно испортили видовой Петербург.
“
"Девелоперы не были такими образованными, как сейчас, архитекторы ещё не обрели такой опыт и на городе тренировались. Они делали ужасные по сути здания и архитектуру", — считает ректор Санкт-Петербургской академии художеств Семён Михайловский.
Эксперты убеждены, что нужно сохранять не только общеизвестные петербургские виды, но и "промышленную рамку" города. "Сейчас она находится в критическом, пограничном состоянии. Рушится "Красный треугольник", а центр "Обводный двор" — расцветает, наполняется новым содержанием", — говорит художник-фотограф Государственного Эрмитажа Юрий Молодковец.
По его словам, у города нет какого-то внятного, стратегического направления развития: "Кто-то должен сказать, каким он хочет видеть это: мы создаём комфортный европейский город? Сомневаюсь. Столицу империи новой или город, где активно развивается бизнес? Не похоже", — добавил эксперт.
Для этого должно быть видение и политическая воля, соглашается президент Группы RBI Эдуард Тиктинский: "А их нет. Для того чтобы что-то ремонтировать, нужен аудит состояния города". В качестве примера он приводит Москву, где тратятся деньги на благоустройство, где каждый уголочек продуман и это вопрос приоритетов, вкуса, фокуса внимания.
Тем не менее сегодня в городе появляются новые масштабные проекты. "У нас уже есть положительный пример — новая общественная набережная "Лахта Центра", которая мгновенно стала местом притяжения для сотен тысяч жителей города, — рассказывает руководитель Архитектурной мастерской Б2 Феликс Буянов. — Там действительно интересно проводить время, замечательно сделано благоустройство. Надеюсь, что в ближайшее время и на Охтинском мысе будет выполнен соответствующий уровень благоустройства. Аморально оставлять его в том виде, в котором он пребывает сейчас. Эта территория была приведена в безобразное состояние ещё в советское время, и хотелось бы, чтобы стройка не затягивалась на 10 и более лет, чтобы горожане старшего возраста успели увидеть то, что там задумано, в благоустроенном виде".
Юрий Молодковец согласен с коллегой и развивает мысль: "Я мысленно смотрел на наш город с высоты птичьего полета и ратовал бы за то, чтобы рядом с "Лахта Центром" было много небоскрёбов, чтобы возник бизнес с огромным количеством культурных кластеров, считаю, что это был бы очень красивый проект. Нашу небесную линию он бы не испортил, потому что есть воздушно-атмосферная архитектура, которая это растворяет, а смещение туда огромных потоков людей и каких-то идей и процессов было бы прекрасно".
От больших проектов участники органично перешли к обсуждению простых и понятных шагов, которые должен предпринять любой нормальный хозяин, в данном случае — города. Многое из того, что создаётся, ремонтируется, реставрируется — делается на деньги корпораций, присутствующих в Петербурге. Так, на средства ПАО "Газпром" в Петербурге реконструировано более 100 улиц, скверов, набережных и площадей, установлено свыше 18 тыс. уличных светильников. "Мне кажется, что сейчас самое важное — благоустройство города, программы, связанные с озеленением, создание небольших парков, Например, "Газпром" действительно много делает, но не рассказывает об этом. Нужно ценить, что есть пул представителей бизнеса, которые радеют и у которых есть видение города и помощь, находить общий язык и работать вместе", — резюмировал дискуссию Семён Михайловский.