Василеостровский — последний из четырёх центральных районов Петербурга, где вводится зона платной парковки. Её запуск намечен на 1 ноября.
Эффект от нововведения хорошо заметен там, где платные парковки уже работают: скорость движения, в том числе общественного транспорта, растёт, городское пространство преображается и становится более комфортным.
На Васильевском острове и острове Декабристов организовано 9184 парковочных места, 10% из них бесплатны и предназначены для машин инвалидов и перевозящих их лиц. Подготовка к запуску началась заблаговременно, синяя разметка на улицах стала появляться ещё в середине лета, а новые дорожные знаки — с начала осени.
Кроме того, с 1 сентября, то есть за 2 месяца до часа икс, был открыт приём заявок от жителей Василеостровского района на получение парковочных разрешений. Как и в других платных зонах, действие этого документа будет распространяться на всю территорию района. Оформить его можно на срок до 3 лет.
“
По состоянию на 27 октября выдано свыше 7 тыс. парковочных разрешений жителям Василеостровского района. Работа ведётся ежедневно, даже в выходные.
Дмитрий Ваньчков
заместитель председателя комитета по транспорту Санкт–Петербурга
Как рассказал Дмитрий Ваньчков, на оформление разрешения уходит от 10 до 20 дней, эти сроки строго соблюдаются. Как уже сообщалось, правом на оформление парковочного разрешения жителя обладают собственники жилых помещений, расположенных в границах зоны платной парковки, или владельцы доли в таких помещениях. Получить документ могут также граждане на основании договора социального или служебного найма. На одну отдельную квартиру можно запросить не более двух парковочных разрешений. Если она коммунальная, то не более одного на квитанцию о квартплате.
Подать заявление можно в любом МФЦ города или через региональный портал "Госуслуги". По словам Дмитрия Ваньчкова, оба способа являются одинаково востребованными. Размер годовой платы ниже стоимости одной заправки машины топливом — 1800 рублей.
Поставлен знак
Как и в других районах, в Василеостровском с появлением платной парковки изменилась схема организации движения на некоторых улицах. Заместитель СПб ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения" Андрей Мацарин сказал "ДП", что по Косой, а также 26-й и 27-й линиям В.О. будет организовано двустороннее движение. Кроме того, после достройки жилых комплексов двусторонними станут Масляный канал и Кожевенная линия.
Упорядочены и сами парковочные места. На ряде попавших в зону платной парковки улиц уже размещены знаки 3.27–3.30 "Стоянка/остановка запрещена". Как уже не раз объясняли в комитете по транспорту, такие действия необходимы для обеспечения надлежащей безопасности дорожного движения и поддержания требуемого уровня пропускной способности улично-дорожной сети.
На практике это означает, что на некоторых участках улиц парковка будет полностью запрещена, где-то она останется только с одной стороны. Ограничение парковки вводится и для того, чтобы обеспечить удобный проезд общественному транспорту и экстренным службам.
Бизнес-задачи
Василеостровский, как и прочие исторические районы города, является одним из центров деловой активности. Одновременно он интересен и как туристическая и рекреационная зона.
"В первом полугодии 2023 года лидирующие позиции по объёму спроса на офисные площади занял именно Василеостровский район (29%) — был арендован беспрецедентный для данной локации объём площадей, вдвое превысивший показатель первого полугодия 2022-го", — подсчитала директор департамента по работе с корпоративными клиентами компании Maris Нелли Алейникова. По объёму предложения коммерческой недвижимости район занимает пятое место на рынке.
Директор департамента исследований рынка компании Maris Алена Волобуева отмечает, что, хотя для некоторых арендаторов наличие рядом с бизнес-центром бесплатной парковки и является определяющим фактором, случаев, когда предприниматели отказывались от аренды помещений, если такая возможность исчезала, назвать не может. "Мы не наблюдаем процессов миграции арендаторов из центральных районов вследствие введения платной парковки. В центральных районах города зоны парковочных пространств всегда были в дефиците, равно как и обеспеченность офисных центров парковочными местами, она, как правило, ниже, чем в более отдалённых от центра локациях", — говорит эксперт.
Более важным для арендаторов является пешая доступность от метро и наличие инфраструктуры — общепита, магазинов и т. д. С этим на Васильевском проблем нет.
"Компании, для которых парковка служит больше инфраструктурной составляющей для руководителей, выбирают офисы с пешеходной доступностью до метро для удобства сотрудников и арендуют несколько парковочных мест. При этом зона платной парковки рассматривается как плюс — гостям всегда можно припарковаться", — считает заместитель директора департамента услуг для арендаторов и офисной недвижимости Nikoliers Виктория Горячева.
Нелли Алейникова отметила, что спрос на помещения в районе будет расти и в будущем. "С открытием станции метро "Горный институт" (оно запланировано на 2024 год. — Ред.) размещённые рядом с ней офисные помещения сразу станут более привлекательными", — говорит она.
Что касается возможностей территории для туризма и отдыха, то успокоение транспортных потоков, ликвидация хаотичных парковок их только повышают. Рестораторы отмечают, что наличие пусть и платной, но свободной парковки рядом с заведением увеличивает его трафик. Тем же, кто приезжает на остров, чтобы посетить расположенные здесь музеи, театры и другие объекты культуры, тоже не придётся тратить много времени на поиск места, где можно оставить автомобиль.
Поехали быстрее
За 4 месяца до старта парковочного проекта в Василеостровском районе аналогичная зона была запущена в Петроградском. Здесь также была изменена схема движения по некоторым улицам, на нескольких парковка была полностью запрещена.
Положительный эффект от введения платной парковки в Петроградском районе был заметен уже через месяц после введения, рассказал "ДП" генеральный директор СПб ГБУ "Центр транспортного планирования" Рубен Тертерян.
“
В августе 2023 года рост средней скорости движения транспорта на магистральных дорогах Петроградского района составил почти 2% и достиг 27,5 км/час. На дорогах общего пользования показатель составил 24,1 км/час (рост примерно на 1%).
Рубен Тертерян
генеральный директор СПб ГБУ "Центр транспортного планирования"
Показатель перегруженности (доля времени сохранения заторов) магистральных дорог Петроградского района, в свою очередь, в августе 2023 года в сравнении с августом 2022 года снизился на 39,5%. А на дорогах общего пользования — на 43%.
Одна из главных задач организации зон платной парковки — стимулировать граждан пересаживаться с личного транспорта на общественный. Сокращение числа поездок на личном автомобиле освобождает город от пробок, а рост спроса на общественный транспорт способствует его развитию.
Тонкая настройка
Введением платной парковки в Василеостровском районе город завершает огромный проект создания единого платного парковочного пространства. "На сегодняшний день дальнейших планов по расширению платной парковки нет", — говорят в комитете по транспорту.
Дмитрий Ваньчков отмечает, что комитетом ведётся "постоянный мониторинг ситуации при эксплуатации единого городского парковочного пространства Петербурга". Эта работа продолжится и в следующем году. По результатам обращений граждан и организаций вносятся корректировки в схемы организации дорожного движения.
На запрос "ДП" в комитете по транспорту сообщили, что на создание единого городского парковочного пространства с 2014 года потрачено 1,6 млрд рублей. При этом только за неполные 10 месяцев 2023 года город заработал 3,5 млрд рублей (см. инфографику). Не отрицая прибыльности проекта, чиновники подчёркивают его социальный характер. Цель заключается не в заработке, а в экономической форме регулирования трафика в перегруженном автомобилями мегаполисе. Конечный социальный и экономический эффект от ускорения общественного и коммерческого транспорта на дорогах полностью оправдывает проект. Упрощение логистики и рост комфорта перемещения способствуют росту городской экономики в целом.
Упорядочивание мест для парковки автомобилей, ликвидация хаоса на дорогах повышает туристическую привлекательность города. Улицы становятся аккуратнее и чище, их легче убирать. У Петербурга появляется шанс стать городом для людей, а не территорией для размещения машин.