В январе–октябре 2023 года на рынке стрит-ретейла Петербурга сформировался устойчивый тренд на снижение объёма вакантных площадей.
По данным компании Maris, число вновь открывшихся торговых точек превысило показатель закрытий на 47,6%. Средний уровень свободных площадей на главных торговых улицах Петербурга составил 6,4%, что на 1,9 процентных пункта ниже, чем в октябре 2022 года.
При этом число новых предприятий и закрывшихся за десять месяцев 2023 года снизилось на 15% и 32% соответственно.
Объём пустующих помещений остался неизменным на 6–7 Линиях Васильевского острова, Большом проспекте Петроградской стороны на Большой Конюшенной улице и Белинского. На Невском проспекте средний уровень вакансии сократился на 4,1 п.п год к году и составил 8%. На улице Рубинштейна, наоборот, вакансия прибавила 1,4 п.п. год к году.
Снижение числа свободных площадей происходило преимущественно за счёт роста в сфере фэшн-ретейла. Число вновь открывшихся торговых точек превысило показатель закрытий в сегменте в 2,5 раза. Доля сегмента возросла до 25%, в 2022 году она составляла 15%.
Второй квартал подряд сокращается количество новых заведений в сегменте общественного питания. Количество новых открытий лишь на 16% превысило число закрывшихся точек.
Неизменной осталась доля FMCG-сегмента. Предприятия сферы услуг составляли 11,2% от общего числа резидентов центральных торговых коридоров города. При этом FMCG постепенно смещается к бытовому обслуживанию населения.
"Преобладающую долю в структуре арендаторов центральной торговой зоны города занимают предприятия сферы торговли — 46,4% (+0,8 п.п. за год). Вторыми по численности представлены предприятия общественного питания, доля которых за год увеличилась и составила 35,1% (+0,6 п.п.) ", — резюмируют аналитики Maris.
За январь–октябрь 2023 года уровень ротации арендаторов почти не изменился по сравнению с 2022 годом, 2,8% в этом году и 2,9% в прошлом.
По данным консалтинговой компании NF Group, почти каждый десятый метр в стрит-ретейле в домах бизнес-класса арендует кофейня или пекарня. Это второй по популярности арендатор помещений. На первом месте салоны красоты разных форматов. Дальше равные доли — 7–9% занимают рестораны и кафе, продовольственные и не продовольственные магазины и алкомаркеты. По оценкам NF Group, в Петербурге в жилых комплексах бизнес-класса на коммерческие площади приходится 5–9% от общей площади квартир.
Как уже писал "Деловой Петербург", объём продаж на первичном рынке встроенных коммерческих помещений в Петербурге и Ленобласти за январь‒сентябрь 2023 года достиг 1,2 тыс. объектов, что на 9% больше итоговых результатов прошлого года.